«Полтинники» в большой песочнице

 

Был грех — позавидовали мы… Вначале только наблюдали, как скутера городские превращались во «вседорожники», следили за их многочисленными рекламными пробегами по Африке, которые стали обыденностью. Последней каплей в чаше терпения стало участие «Жилера Тайфун 125» в престижных американских пустынных гонках «Ваjа-1000».

И мы решили провести собственные испытания 50-кубовых машин в пустыне. В компанию участников «Каравана-98» включили два мопеда «Пилот», вседорожные скутера «Малагуги Crosser», «Дерби Hunter» и экспериментальный «Фрегат» Тульского машинистроительного завода, который вообще трудно отнести к какому-либо классу. Техника подобралась, согласитесь, разношерстная. В этом и состояла интрига пробега: никто не был уверен в том, смогут ли малыши преодолеть огромную песочницу.

 

Полтинники в большой песочнице

 

Мы устремились по пыльной дороге в направлении пустыни, демонстрируя, кто во что горазд. До тех пор, пока под колесами был неглубокий песок, «полтинники» развивали завидную скорость, «Пилоты» выжимали 50 км/ч по спидометру, а скутера, похоже, даже не разбирали, что за покрытие у них под колесами — их «максималка» почти не отличалась от той, которую они реализуют на асфальте. Но расслабуха продолжалась недолго.

Когда пошли барханные пески, вариаторы скутеров завыли натужнее, а водители мопедов вспомнили о существовании низших передач и максимальных оборотах двигателя. Как только глубина песка в колеях увеличилась, стало очевидным превосходство в проходимости вседорожных скутеров над классическими мопедами. Главное их преимущество — широкие покрышки. Скутер не оставляет за собой такого глубокого следа, как «Пилот» на узких покрышках шириной всего 2,5 дюйма спереди и 3 сзади. Ну и, конечно, вариатор давал фору классической КП. Эти два фактора позволили «Crosser» и «Hunter» уверенно преодолевать песок. Впрочем, и «Пилоты», пусть и с меньшей средней скоростью, но достойно прошли маршрут. Лиха беда начало: впереди ждал 600-километровый пустынный рейд.

День старта не принес неожиданностей — все благополучно добрались до финиша. «Фрегат», правда, на буксире. Маленькие 10-дюймовые колеса никак не могли совладать с зыбким грунтом, и его злоключения прекратились: прогорела от повышенных нагрузок прокладка под головкой цилиндра. Это естественно: созданный для асфальта, мопед продвигался здесь исключительно благодаря мастерству водителя — профессионального кроссмена мотоклуба «Тулица».

Последующие дни, проведенные в нешутливой борьбе с бездорожьем, наконец-то позволили сравнить скутера. Поскольку двигатели их практически одинаковы, а дизайн на проходимость не влияет, основные различия проявились в ходовой части. «Малагути» оставил «Дерби» позади, Устройство его подвесок полностью соответствует внедорожной внешности. При обычной эксплуатации это, быть может, и не важно, но многочисленные прыжки с песчаных дюн отчетливо продемонстрировали преимущества задней подвески «Crosser» с прогрессивной характеристикой и центральным элементом. Передние вилки не дали повода для сравнения — обе работали отлично. У «Hunter» — настоящая перевернутая «Showa», хотя это, скорее, дань моде, чем необходимость. Во всяком случае, никакого видимого превосходства перед обычным телескопом «Crosser» у нее нет.

 

Полтинники в большой песочнице

 

Трансмиссии мотороллеров идентичны, и тем интереснее результаты некоторых наших модернизаций. Перед пробегом грузики в вариаторе «Дерби» заменили на более легкие — чтобы увеличить обороты (а следовательно, и мощность) двигателя, при которых скутер начинает трогаться. Эффект получился отрицательным — машина стала сильнее зарываться задним колесом при троганье с места. Естественно, после набора скорости все становилось на свои места. «Эндуровские» покрышки солидного размера — не последний факт, обеспечивающий хорошую проходимость. Больший диаметр обода переднего колеса «Hunter» нейтрализуется меньшим профилем самой покрышки, поэтому если не разглядывать надписи на боковинах шин, на вид они практически одинаковые. Как, впрочем, и задние.

Скутера, можно смело утверждать, достойно вышли из испытаний. Из серьезных поломок вспоминается лишь отказ электрозапуска «Hunter». Он объясним — машина выдержала внушительный пробег (9000 км) в режиме постоянно жёсткой эксплуатации. Заграница не подкачала.

Гораздо больше радуют «Пилоты»: несмотря на более скромные технические данные, они дружно доехали до финиша! Своим ходом! В начале пути в это мало кто верил. Уверен, будь с нами «Верховины», «Риги», «Дельты», у них в первый же день отказало бы сцепление и заклинило двигатель. С «Пилотами» ничего подобного не произошло. С несвойственной для отечественной техники безотказностью маленькие «ЗиДы» заводились каждое утро с пол-оборота и, отчаянно буксуя, трогались в нелегкий путь.

 

Полтинники в большой песочнице

 

Остановимся на факторах; обеспечивших надежность агрегатов «Пилотов», Двигатель поразил способностью не перегреваться при 30-градусной жаре и длительном движении на низших передачах. Сцепление с честью выдержало бесконечные буксования при троганье. Когда ехать по колее стало невозможно из-за глубины песка, «Пилотам» пришлось двигаться вдоль дороги по целине. Впрочем, понятие «целина» относительно, ведь на погонный метр в среднем приходится по нескольку приличных кочек. Такое дорожное покрытие вытрясет душу из кого угодно. Спасибо ковровчанам, они не забывают, по каким дорогам ездят их мопеды. И ходовая часть выдержала испытания на отлично — ни одного потекшего амортизатора. Загнулась при падении передняя вилка, но это выявило еще одно достоинство машины -— потрясающую ремонтопригодность. Не успел повар приготовить обед, как вилка была как новенькая. Хотите верьте, хотите нет, но больше ничего не ломалось.

 

Полтинники в большой песочнице

 

Что в итоге сказать? Преодолев нелегкий маршрут «Каравана-98»; «полтинники» доказали, что могут поспорить даже с пустыней. Наконец-то появился действительно надежный отечественный мопед, готовый выдержать любые испытания, А если кого- то не устраивают скромные, по сравнению с «Малагути» и «Дерби», характеристики «Пилота», подумайте вот над чем. В отличие от импортных скутеров, потреблявших бензин с октановым числом 95-98 и синтетическое масло, «Пилот» легко переваривал дешевый «автол», подмешанный в А-76. Такого козыря нет ни у одного «иностранца».

 

Дмитрий БАЛДИН. Фото Ивана КСЕНОФОНТОВА.

 

 

«Мото», 03/99

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *