«Микро-65»
Хотите, чтобы в вашем дворе разъезжал вот такой автомобиль? Сделать его вполне по силам техническому кружку или дружному отряду. Только пусть вам в этом деле обязательно взрослые помогут. А помощь их вам вот почему понадобится: машина хоть и очень простой конструкции, не требующей токарных работ, но зато некоторые детали придется покупать. Чтобы приобрести велосипедный мотор и два детских самоката на резиновых шинах (ни мотора, ни колес вам самим не сделать), понадобится около восьмидесяти рублей. Поэтому не беритесь за постройку машины в одиночку. Можно использовать и подходящие старые детали — поискать их на автобазах и в мастерских.
О «Микро-65» рассказывает руководитель детского технического кружка, где родилась эта машина, Александр Сергеевич Абрамов.
Мы довольны своей новой машиной. Она легко возит двоих взрослых и развивает скорость до 35 километров в час. Моторчик у нас мощностью в 1,3 л. с. Более мощный ставить не рекомендуем. Помните, что по улицам города ездить на таких машинах нельзя.
Тем, кто будет строить «Микро-65», советуем прежде всего сделать деревянную раму из сосновых брусьев (40 х 40 мм). По углам раму соединить в шип или в накладку, для прочности скрепить углы металлическими накладками.
Рама станет устойчивой только после установки боковинок кузова (3) и настила пола. Боковинки кузова (толщина фанеры 8 мм) прикрепляют к брускам рамы шурупами, предварительно смазав клеем места соединения.
Рулевая часть самокатов (каждый самокат нужно разрезать ножовкой пополам) крепится по бокам рамы с одной ее стороны — это передние колеса. Части самокатов с задними колесами устанавливаются с другой стороны рамы тоже по бокам, но уже внутри нее. Сборка на болтах 6 мм.
На ведущем заднем колесе устанавливается звездочка. Из дюралюминия или листового железа (2—3 мм толщиной) вырежьте два диска (2) диаметром в 260 мм. Диски наполовину ложатся на покрышки (1). На один из дисков приклепывается звездочка (4). Между дисками и звездочкой ставят прокладку — металлическое кольцо или шайбу. Прокладка должна быть такой толщины, чтобы ведущая цепь свободно надевалась. После этого диски ставят по бокам обода и стягивают болтиками (3). В центре каждого диска должны быть отверстия для оси. Диски сделайте выпуклыми — (высота — 15 мм).
Вилку (5) ведущего колеса придется расширить прокладками с таким расчетом, чтобы цепь могла проходить к малой звездочке мотора. Сам мотор крепится при помощи болтов к моторной доске (фанера толщиной в 10 мм), а доска — к брускам рамы или к полу. В моторной доске делаются продольные пропилы. В них должны проходить болты с шайбами и гайками так, чтобы доску можно было отодвигать от мотора и тем самым натягивать цепь.
Вверху — чертеж заднего колеса. На нижнем рисунке установка мотора показана схематически.
Мотор продается в магазинах вместе с рукоятками управления. Одна рукоятка для выжимки сцепления (1) и вторая — для подачи газа (2). Рукоятки снабжены соединительными тросами, которые нужно подвести к соответствующим местам в моторе.
Одна половина рулевой трубки у каждого самоката отрезается. На расстоянии 12 см от центра сверлятся отверстия (6 мм), в них вставляются загнутые под прямым углом концы прутка. А чтобы они не могли выскочить, по концам прутков сверлятся отверстия и в них вставляются шпильки.
Бензиновый бачок можно установить в любом месте, но обязательно так, чтобы он был выше карбюратора мотора.
Тормоза есть у ваших самокатов. Подумайте, как сделать, чтобы они работали от одной ножной педали. Полезен дополнительный тормоз.
Для запуска машины нужно вывести сцепление и пробежаться, ведя машину рядом с собой. Затем включается сцепление, и начинает работать мотор. Для первого раза хорошо, если кто-то из товарищей подтолкнет машину.
«Пионер», 09/1965