«Саркана звайгзне» сегодня и завтра

 

Мой товарищ Ян Озолинь живет в Огре, а работает в Риге. Каждое утро его светло-зеленый мопед можно увидеть в нашем городе. Из Огре до столицы республики он добирается менее чем за час.

— А почему ты не ездишь на электричке? — как-то спросил я приятеля.

— На мопеде удобней, да, пожалуй, и быстрей.

Пять лет назад рижский мотозавод «Саркана звайгзне» впервые в нашей стране освоил выпуск отечественных мопедов. Теперь они получили прописку во многих городах и селах Советского Союза и пользуются большим спросом среди населения У мопеда немалые преимущества перед мотоциклом: он прост в управлении, не требует особого ухода, расходует мало горючего — на сто километров всего 1,6 литра бензина. Скорость солидная — 50 километров в час.

На «Саркана звайгзне» выпускаются также мотовелосипеды. И они являются одним из популярных видов транспорта, особенно среди сельских жителей. Мотовелосипед развивает скорость до 40 километров в час и может проехать по любым проселочным дорогам, лесным тропинкам.

В новой пятилетке предприятие расширится, значительно возрастет объем производства. Директор завода Виктор Константинович Бузаев рассказал, что за последние годы выпуск мопедов увеличился в несколько раз и в первом году новой пятилетки рижане дадут стране 110.000 мопедов. А в 1970 году — 300.000 мопедов и мотовелосипедов, себестоимость которых, кстати, самая низкая в нашей стране.

— В ближайшие годы мы построим новые корпуса, оснастим их первоклассным оборудованием — продолжал он. — На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС и на XXIII съезде КПСС говорилось о целесообразности строительства предприятий в небольших городах. Учитывая это, мы создадим в новой пятилетке в Тукуме филиал по изготовлению узлов и деталей мопедов, там будут трудиться полторы тысячи человек. На сооружение филиала израсходуем более десяти миллионов рублей, из которых два с половиной — на жилищное строительство. Недалеко от производственных корпусов вырастет благоустроенный жилой городок рабочих.

…Механический цех. Здесь работает дружный и слаженный коллектив. Рабочие цеха гордятся своим товарищем Героем Социалистического Труда Карлом Карловичем Райнисом, проработавшим на заводе 33 года. Он-то хорошо помнит, как выглядело предприятие в буржуазной Латвии: велосипеды собирали вручную, орудуя гаечным ключом и отверткой. Об улучшении условий труда хозяин и думать не хотел.

Зато нынче завод не узнать. Вот по конвейеру движется рама мопеда. На ней монтируются одни узел за другим: вилка, колеса, руль управления, седло. Но, пожалуй, самым ответственным является монтаж мотора. Тут требуются особая точность и мастерство. Однако и с этой нелегкой операцией успешно справляются сборщики. На правой стороне вдоль сборочного цеха конвейер по сборке мопедов, на левой — мотовелосипедов.

Но вот машина собрана. Регулировщики, словно опытные часовые мастера, проверяют надежность каждого узла, устраняют обнаруженные недостатки. И только затем машину обкатывают, упаковывают и доставляют на лифте на склад готовой продукции.

Побывали мы и в конструкторском бюро завода, работникам которого предстоит решить в пятилетке немало сложных задач. Бюро — это мозг завода, пытливая мысль людей работает над созданием новых моделей, тысячи идей и планов претворяются в жизнь.

…Над чертежами склонились несколько конструкторов. Среди них и «главный» — Витольд Павлович Горник. Недавно из испытательного пробега по дорогам Латвии вернулся новый мопед «Рига-6», опытную партию этих машин намечено выпустить в будущем году. Конструкторы вместе с испытателями разбирают по косточкам каждый незначительный дефект, каждое слабое место новой машины. Эта модель отличается от предыдущей более мощным мотором, высокой скоростью.

А за другим столом идет оживленное, порой даже горячее обсуждение первых итогов испытательного пробега мотовелосипеда новой модели, пробовавшего свои силы на дорогах Белоруссии и Украины. Ведущий конструктор этой машины Ольгерт Валейко смело решил ряд технических задач: у нового мотовелосипеда телескопическая передняя вилка, втулки мопедовские, с усиленными спицами, руль типа мопеда. Удобно расположено седло водителя. По сравнению с «Гауей» у новой модели в три раза вместительнее бензиновый бачок и горючего хватает на 350—400 километров.

Главный конструктор с увлечением рассказывает:

— Мы разработали модель спортивной шоссейно-гоночной машины с рабочим объемом цилиндра 50 куб. см. На ней работник завода мастер спорта Валдис Погайнис на первенстве Советского Союза по шоссейно-кольцевым гонкам развил скорость до 105 км в час и завоевал бронзовую медаль. Хорошие эксплуатационные качества и у другой спортивной машины для кроссов.

…В шумной сутолоке большого города мы нередко можем заметить грузовые машины с контейнерами или аккуратно сколоченными ящиками. На них стоят многие, многие адреса.

Рижские мопеды хорошо известны в нашей стране и далеко за ее пределами. В новой пятилетке рижские мопедостроители еще выше поднимут честь заводской марки.

 

Р. Керре.

 

 

«Ригас Балсс», 05/1966

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *