Музей мопедов Владимира Гордеева

Мопеды и беды

Внимание: Качество!

 

Мопедный завод «Саркана звайгзне» в прошлом году получил столько рекламаций, сколько, вероятно, не имел и за десяток предыдущих лет. В рекламациях говорилось о том, что у новых, только что купленных мопедов ломаются детали, трескается рама, выходит из строя мотор…

На заводе создавались комиссии за комиссией, дотошно исследовались причины всех дефектов. В конце концов мопеды марки «Саркана звайгзне» стали лучше, рекламаций поступает меньше, но все же еще нельзя сказать, что их мало. В прошлом году с января по май завод получил 1431 рекламацию на мопеды «Рига-1» и 230 рекламаций на мотовелосипед «Гауя». За то же время нынешнего года на «Ригу-1» получено 616, а на «Гаую» 151 рекламация.

Самыми непрочными узлами были те, которые изготавливались из алюминия, главным образом детали управления. Литье для изготовления этих деталей поставляет Даугавпилсский завод электроинструментов. В прошлом году марка алюминия была АЛ-30. Алюминий этой марки оказался слишком хрупким. Теперь эти детали изготавливаются из алюминия марки АЛ-3, и количество поломок сократилось. Чтобы увеличить прочность переключения скоростей, газового дросселя и других узлов, за последнее время их конструкция несколько раз менялась. В результате поисков стал не только более прочным мопед, выпускаемый в настоящее время, но и родилась новая модель, которая будет внедрена в производство в последнем квартале нынешнего года.

Руководству предприятия пришлось выдержать упорную борьбу с даугавпилсцами, которые с самого начала производства мопедов поставляли заводу алюминиевое литье без гарантий его химических и механических свойств, что предусматривается ГОСТом. Начиная с 1 июля «Саркана звайгзне» будет получать литье с гарантией. Отливки без гарантийного документа завод не будет принимать.

И все же, даже при наличии самых высококачественных материалов и идеальной конструкции узлов и всей машины в целом, мопед не будет обладать хорошими достоинствами, если хоть один человек на заводе будет работать небрежно. А такие люди на «Саркана звайгзне» еще есть. К тому же в начале каждого месяца здесь ощущается нехватка материалов. Это отрицательно сказывается на качестве работ. Мастера ОТК сетуют, что всю первую половину мая, например, рабочие не были полностью загружены из-за отсутствия материалов. Еще не было такого случая, чтобы сборочный цех в начале месяца работал нормально. Чаще всего он в первые дни месяца вообще простаивает, а затем его начинает лихорадить штурмовщина.

— В такие дни мы чувствуем себя как между жерновами, — говорит мастер технического контроля Эдите Фелдмане. — С одной стороны рабочие, с другой — руководство завода. Руководители предприятия требуют выполнения плана, мы — отличного качества. Рабочие же говорят: В такой спешке нельзя обеспечить ни плана, ни качества. И на самом деле, за штурмовщиной тенью следует брак. Я видела, например, как сборщик у конвейера натянул на ось колеса подшипник, закрепил колесо в вилке и не мог понять, почему колесо свободно болтается. Измерила диаметр оси. Ось должна быть обработана с точностью до 0.02 мм, но ее «точность» была в четыре десятых миллиметра. Как же так? Выяснилось, что шлифовщик заготовительного цеха Лаптев самовольно изменил технологию. Он должен шлифовать ось трижды, но в погоне за высокой выработкой шлифовал только два раза, каждый раз снимая чересчур толстый слой, и допустил ошибку. Я отсортировала не точные детали, но он после моего ухода вновь смешал их с хорошими. Зазря, говорит, не буду работать, план нужен как ему, так и директору. Ну, не безобразие ли? Тогда, чтобы лишить его возможности обманывать, я выбракованные оси пометила красной краской — каждый будет видеть, что это брак. Разозлился он ужасно. Но как я могла поступить иначе, если добром не слушается? Люди, купив мопед с бракованными осями Лаптева, недолго проедут нf нем. Через несколько сот километров колесо начнет вихлять.

Эдите Фелдмане права. Так работать нельзя. Права и ее коллега Хелена Лице, мастер ОТК. На вопрос, что необходимо сделать для улучшения качества мопедов, она ответила: — Покончить со штурмовщиной — это основное. Сегодня, например, в нашем цехе недостает шин для колес, в другой раз не хватает других деталей. Это никуда не годится, когда приходится сегодня думать о том, что не было сделано вчера. Нужно, чтобы работники отдела снабжения предприятия сегодня думали о том, что будут делать рабочие через месяц.

На штурмовщину жалуются и рабочие филиала «Саркана звайгзне» на ул. Бикерниеку. В результате штурмовщины несколько дней назад были выброшены в металлолом 9.000 колесных спиц. Настораживает, что те, кто вскрывает все эти, мягко выражаясь, чудеса, отказываются назвать свое имя.

Что же все-таки означает это желание остаться неизвестными? То ли, что рабочие говорят неправду о руководителях, или же, что руководство филиала не терпит критики? В этом вопросе следует разобраться, так как ни клевета, ни зажим критики нетерпимы на советском предприятии.

С 1 июня завод «Саркана звайгзне» работает по саратовскому методу. Таблицы в цехах показывают, что часть рабочих трудится хорошо, сдает детали с первого предъявления. Но надо добиться, чтобы опыт передовиков переняли все. До 1 августа будет осуществлена проверка, соответствует ли мастерство рабочего его разряду. Это хорошо. Но саратовский метод не даст желаемых результатов, если руководство завода не позаботится о том, чтобы рабочие в дальнейшем могли трудиться ритмично.

 

В. Яунзем.

 

«Ригас Балсс», 06/64

 

* * *

 

Предоставляем слово Главному инженеру Управления машиностроения и металлообрабатывающей промышленности совнархоза ЛССР И. ВОЛОХОВСКОМУ:

 

«В статье «Мопеды и беды» (140-й номер газеты) сообщалось о недостатках на заводе «Саркана звайгзне»: неритмичный выпуск продукции, слабая производственная дисциплина. Ряд деталей мопеда «Рига-1» конструктивно несовершенны и технологически недоработаны. Существующая технологическая оснастка на некоторые детали не соответствует техническим условиям. На заводе разработан комплексный план мероприятий по устранению этих недостатков.

В четвертом квартале завод начнет выпуск новой, улучшенной модели мопеда «Рига-3».

Переход завода с июля месяца на саратовский метод бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления также будет способствовать дальнейшему улучшению качества продукции».

 

«Ригас Балсс», 07/64

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.