Музей мопедов Владимира Гордеева

Живая история завода

 

Всякий раз, когда через заводскую проходную идет этот пожилой мужчина, вахтеры почтительно кланяются ему, справляются о здоровье. Весь завод знает старейшего слесаря Карла Яновича Ванага. Да и он почти всех знает. На велосипедном заводе Ванаг проработал более сорока лет, со дня его создания.

— Какой это был завод! Одно название, — рассказывает Карл Янович. — Один старый токарный станок, да несколько тисков — вот и все механизмы. Первое время нас было всего тридцать рабочих. В неделю выпускали 45—50 самокатов, так тогда называли велосипеды. Все делали вручную. Даже рамы гнули руками. Вот память о тех днях, — Ванаг показывает свои руки с узловатыми венами.

Труд был тяжелый, а получали за него считанные сантимы. Однажды, это уже было в 1929 году, рабочие велосипедного организовали 24-часовую забастовку, требуя повышения зарплаты. Но так ничего и не добились. А Карл Ванаг со многими другими был уволен с завода как «красный забастовщик».

Только после долгих мытарств с помощью друзей ему удалось вернуться на велосипедный. Нелегкими были и все последующие годы.

Как светлую утреннюю зарю после долгой темной ночи, встретили рабочие велосипедного восстановление Советской власти в Латвии. На заводе началась новая жизнь. Директором предприятия назначили простого кадрового рабочего, толкового, хозяйственного человека. Весь коллектив принимал активное участие в организации производства, все работали с энтузиазмом.

Сократился рабочий день. Повысилась заработная плата. Многие семьи получили квартиры. Из братских республик поступали новые высокопроизводительные станки и другие механизмы. Токари, слесари, фрезеровщики легко вздохнули, радовались каждому новому успеху. Но радость была недолгой.

Началась война. В боях за Великие Луки пулеметчик Ванаг был тяжело ранен. Долгие месяцы пролежал он в госпитале. А выздоровев, вернулся в освобожденную Ригу.

И вот он снова на родном заводе. Был мастером технического контроля, старшим мастером, слесарем участка прогрессивной технологии.

Вот уже пятнадцать лет Карл Янович осваивает и внедряет новую технику. Из Чехословакии прибыл самый современный рулегибочный станок. Кто его должен освоить, внедрить?

— О чем спор? Конечно. Карл Янович, — единодушно решили в заводоуправлении. — Он мастер на эти дела.

— Когда к нам поступает новая техника, — говорит старший слесарь, — я всегда вспоминаю наш первый токарный станок. Теперь к нему и близко никто не подошел бы, а не то что работал на нем. А как за эти годы изменился завод! Он отличается от старого, как небо от земли. Вместо простеньких самокатов «Саркана звайгзне» выпускает тысячи мопедов «Рига-1», мотовелосипеды. Эти машины известны далеко за пределами страны. Спрос из них растет с каждым днем.

Карлу Яновичу около 70 лет. Ровесники его давно уже на пенсии, а Ванаг все не может расстаться с любимым предприятием, которое стало для него вторым домом.

 

Ф. Костиков.

 

 

«Ригас Балсс», 06/65

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.