Создаются первые мопеды «Саркана Звайгзне»
Когда входишь в экспериментальный цех завода «Саркана звайгзне», кажется, что ты попал на выставку. Здесь представлены образцы зарубежных мопедов — чешских, немецких, австрийских, итальянских, шведских и голландских. Рядом выставлены первые образцы, выпущенные нашем заводом, «Спридитис» и «Рига 1».
Конструкторам завода и работникам экспериментального цеха пришлось много потрудиться, чтобы создать новый вид транспорта, который по своему весу был бы почти такой же легкий, как велосипед, быстрый, как мотоцикл, удобный, как мотороллер, и обходился дешевле любого другого моторизованного средства сообщения. Учтя результаты испытания «Спридитиса», конструкторы под руководством т. Венера создали второй вариант мопеда, получивший название «Рига 1».
Как же выглядит мопед «Рига 1»? Так же, как настоящий мотоцикл: у него имеются ручной и ножной тормоза, муфта сцепления, удобный переключатель двух скоростей, спидометр. Колеса снабжены амортизаторами, которые до минимума уменьшают толчки даже при езде по неровной дороге. Сидение сделано из губчатой резины, а багажник позволяет захватить с собой все необходимое. Одноцилиндровый мотор обладает мощностью в 1,5 лошадиной силы, его объем 50 куб. см. Мопед развивает скорость до 40 километров в час.
В отличие от мотоцикла мопед имеет педали. В случае необходимости его можно использовать как велосипед. Бачок вмещает 6 литров горючего. Это значит, что при среднем расходе на 100 километров 1,5 литра бензина мопед может на одной заправке проделать путь в 400 км. Предполагаемая цена мопеда — 1700 рублей.
Недавно несколько инженеров нашего предприятия побывали на заводах Чехословакии и ГДР, где ознакомились с выпускаемыми ими моделями мопедов, технологией их изготовления и эксплуатационными качествами. Работники специального конструкторского бюро завода Лепек, Венер, Брауч, Илкин, Гольдшмит, а также работники экспериментального цеха Заринь, Гайшкевич и Калнынь активно участвовали в создании рижского мопеда. В ближайшее время мопеды совершат испытательные пробеги — вначале по дорогам нашей республики, а затем по самым различным дорогам Советского Союза в разных климатических условиях.
М. Крамер, старший инженер СКБ завода «Саркана звайгзне».
«Голос Риги», 07/1959