От идеи до конвейера

Пятилетка: перспективы и проблемы

 

Последние рукопожатия, добрые пожелания — и из ворот экспериментального цеха мотозавода «Саркана звайгзне» выехали два мопеда, окрашенные в яркие краски. Это были экспериментальные модели мопеда «Рига-12». Дорога им предстояла нелегкая. Надо было пройти более двенадцати тысяч километров по маршруту, изобилующему подъемами и спусками, по дорогам с различным покрытием. Именно на такой трассе лучше всего проверить конструкцию новой машины, прежде чем поставить ее на конвейер.

В экспериментальную модель мопеда «Рига-12» был внесен ряд изменений и усовершенствований. Конструкторы-испытатели Аугуст Цирулис, Эдмунд Нитыш и их товарищи приложили немало усилий, чтобы воплотить более совершенные в техническом отношении идеи в металл. И вот теперь им надо было испытать в работе эти новшества, от которых ожидался существенный эффект.

Несмотря на сложность маршрута и капризы погоды, испытатели внимательно следили за работой каждого узда, каждой детали, чтобы потом дать трезвую оценку конструктивным решениям, особенно их радовало поведение тормозных колодок, изготовленных не из металла, а из асбофрикционной массы. Цирулис и Нитыш вспоминали, сколько огорчений и волнений доставили им эти колодки, пока удалось внедрить их в производство. Первые образцы оказались непрочными и тяжелыми. Попытки усовершенствовать их долго не приносили успеха, но настойчивость и смекалка победили. Прочность колодок была достигнута за счет армирования. И самое ценное — это не привело к их утяжелению.

Группе инженеров, возглавляемой И. Асниным, пришлось еще немало потрудиться, чтобы разработать наиболее рациональную технологию производства этих колодок, найти правильную рецептуру асбофрикционной массы, наилучший способ формовки, сконструировать многоместные пресс-формы для их изготовления, а также решить другие проблемы. Но зато какой эффект! Если старые тормозные колодки выдерживали семь-восемь тысяч километров пробега, то новые — более 80 тысяч. И не только по хорошим дорогам, но и на сложных трассах по пересеченной местности.

Успешно выдерживала экзамены и новая конструкция воздухофильтра. По сравнению со старым, этот воздухофильтр лучше очищал поступающий в цилиндр воздух, благодаря чему увеличивается долговечность двигателя. Довольны были испытатели и работой усовершенствованных ручек управления. Несмотря на сложность дороги, они обеспечивали надежную фиксацию скорости. Удобной оказалась также новая конструкция бака.

Цирулис и Нитыш не жалели своих машин, всячески усложняли задания, выжимали из них все возможное. Конечно, не все узлы и детали выдерживали ухабы дорог, не все поначалу действовали безотказно, но в основном конструкторы были довольны новой моделью мопеда и пришли к единому мнению: «Рига-12» — машина перспективная, имеет ряд преимуществ по сравнению с выпускаемыми сейчас».

Давая положительную оценку новой машине, испытатели не скрывали ее слабых мест и конструктивных недостатков, одновременно вносили рекомендации по их устранению. Некоторые предложения сразу же брались в конструкторском бюро на карандаш, некоторые использовались. Другие изучаются и опробуются.

Такой подход к усовершенствованию мопедов, выпускаемых заводом «Саркана звайгзне», характерен не только для модели «Рига-12». В конструкторском бюро и техническом отделе, в заводских лабораториях, цехах и участках постоянно ведутся работы по улучшению конструкций других образцов продукции. В ходе работы отбрасываются неудачные решения отдельных узлов и деталей, ведется поиск новых. Но решающее слово о достоинствах новой модели принадлежит трассе, испытаниям в работе. Только после длительных и сложных пробегов в различных условиях получают «зеленую улицу» технические находки. Так, нашли практическое применение многие новшества в мопеде «Рига-4». Тут и более совершенная конструкция рамы, и инструментальный ящик под откидным сидением, и трубчатый багажник, и высокий руль, более удобный для водителя, и оригинальное крепление бензобака. Высокую оценку получила также и новая система зажигания, в которой вместо магдино применен генератор, и фильтры из капроновой паутинки. Удачно решены вопросы унификации узлов мопеда «Рига-7». Этот мопед по простоте управления и устройству уступает только велосипеду. Экономичный двигатель, надежные тормоза, небольшая скорость и высокая проходимость обеспечивают безопасную и неутомительную езду.

Особенно ценными новшествами в легких мопедах оказались усовершенствованные задняя втулка, механизм привода заднего тормоза и переключения передач, в которых использованы унифицированные узлы и более прочные детали. Конструкции двух последних узлов признаны изобретениями, их создателям выданы авторские свидетельства.

Нелегок путь новых машин от идеи до конвейера. Трудности, стоящие на пути воплощения инженерного замысла в жизнь, нередко отодвигают на длительное время сроки освоения новой продукции.

— Улучшение любой конструкции мопеда, — говорит заместитель главного конструктора Я. Розите, — обычно связано с увеличением трудоемкости, применением более сложной техники и технологии. К сожалению, некоторые службы завода и их руководители неохотно идут на это, готовы отказаться от освоения новой модели, лишь бы не взять на себя дополнительные хлопоты.

— Рост мастерства и кругозора наших людей, — говорит главный технолог завода Э. Фридман, — бесспорно позволит сократить сроки доводки и освоения новых моделей. Это диктуется самой жизнью. Если в прошлой пятилетке на освоение новых типов машин требовался примерно год, то в этом пятилетии мы должны сократить этот срок до девяти месяцев.

Сдерживает подготовку новой продукции к серийному выпуску и нехватка производственных площадей.

За последние годы инженерная мысль заводских специалистов плодотворно поработала над повышением надежности мопедов, мотовелосипедов, гоночных машин. Однако решить вопрос дальнейшего улучшения их качества одному коллективу предприятия довольно трудно. Многое тут зависит от смежников, от своевременного обеспечения завода комплектующими изделиями для новых машин, их качества. Заводы-поставщики не всегда удовлетворяют повышенные запросы моторостроителей. Карбюраторы, электрооборудование и некоторые другие узлы годами не совершенствуются.

… На. мотозаводе «Саркана звайгзне» трудятся опытные кадры рабочих. Наконец немалый опыт у инженеров, конструкторов. Коллектив полон стремления выполнить решения XXIV съезда КПСС — дать стране надежные, экономичные и дешевые машины, не уступающие лучшим отечественным и зарубежным образцам. Нужно только устранить все то, что стоит на пути осуществления этих задач.

 

Л. Дубнов.

 

 

«Ригас Балсс», 07/1971

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *