Мальчик делает гокарт, гокарт — мужчину…

 

Пожалуй, с той минуты, когда человек начинает самостоятельно передвигаться по комнате, запах бензина не может оставить его равнодушным. И с этой минуты слово «авто» начинает употребляться почти так же часто, как «папа» и «мама». И маленький человек осваивает звук «р» главным образом в те минуты, когда подражает рычанию мотора…

И ничего тут не поделаешь, дорогие мамы! Это только первые робкие шажки в волшебный мир двигателей внутреннего сгорания. Придется смириться и с тем, что скоро надо будет покупать сыну пластмассовые, деревянные и жестяные автомобили. Пока ему хватит и таких. Пока. Но — ребенок растет… И наконец настает день, когда не одна мама дрожащим голосом говорит своим домашним: — Конец света! Что делать? Наш малыш… — И когда домашние, побледневшие от переживаний, нетерпеливо спрашивают, что случилось, мама с сердцем говорит: — Он хочет мопед!

— Разобьется, — говорит бабушка и почти без чувств опускается на диван (или в раздвижное кресло).

— Пусть сам заработает и покупает, — твердо говорит отец.

Но мальчик, сын своего отца, не сдается.

Так одна за другой возникали, возникают и будут возникать конфликтные ситуации в семьях, где растут мальчики…

 

Мальчик делает гокарт, гокарт - мужчину...
Мастерство гонщика проявляется на резких поворотах дорожки картодрома.

 

В больших городах, где работают станции юных техников, разрешать такие конфликты или вводить их в приемлемые рамки помогают этакие забавные, но очень симпатичные машины с иностранным названием гокарт. (Что делать тем родителям, у которых поблизости нет гокартов, расскажем в другой раз).

Итак — гокарт. Не совсем машина, не мотоцикл, не мопед… Один веселый человек так описал процесс создания подобной машины: — Тогда он берет полукруглое кресло и отпиливает у него ножки… Потом берет небольшой четырехугольный стол и у него тоже отпиливает ножки. Потом ставит кресло на стол, прикрепляет сзади моторчик, к столу привинчивает четыре небольших резиновых колеса — и, радуясь своей конструкции, говорит ей на чистом английском языке (умные люди всегда так делают). «Го карт!», что звучит примерно так: «Ну, давай, машинка!».

Из этого возгласа и родилось название «гокарт» — ученые мужи долго осваивали его правописание. Но для их сведения, в начале 60-х годов в газетах появился такой текст: «Члены секции юных техников Центрального автомотоклуба Латвийской ССР Я. Лапиньш, Г. Либерт и Ю. Майорс, член ЦАМК Л. Рейнхольд в декабре 1960 начали организацию малоизвестного вида спорта «го-карт» и приступили к изготовлению первой машины…»

Добавим — первой машины в Советском Союзе. Тогда Гундар Либерт был учеником шестого класса (ныне — доцент кафедры сопротивления материалов и ремонта автотранспорта Рижского Политехнического института, кандидат технических наук). Вспоминая этот этап своей жизни, он рассказывает:

— Самым интересным казалась работа над созданием гокарта. Машин тогда было совсем ничего, и казалось очень волнующим событием поставить на колеса свою «телегу». И тем более с таким удивительным названием «гокарт». Тогда мы еще не знали, что он будет первым в Советском Союзе… Каждый день мы мчались в мастерскую, боясь только, чтобы нас не выставили оттуда, потому что занятия кончались в семь вечера, а мы «вкалывали» до девяти. К счастью, руководитель кружка, бывший военный летчик Янис Лапиньш оказался настоящим энтузиастом своего дела, и понимал наше горение…

Что дала Гундару работа над гокартом?

— Шесть лет я учился чертить и работать с эскизами. Научился слесарным, токарным, фрезеровочным работам и даже разметке. И что еще не менее важно — научился распределять свое время. Это помогло мне отлично кончить школу и поступить в вуз, выдержав большой конкурс.

Но, может быть, так обстояли дела лишь в те годы? Предоставим слово некоторым ребятам, которые сейчас ходят в автомотолабораторию Станции юных техников.

 

Мальчик делает гокарт, гокарт - мужчину...
Руководитель автомотолаборатории Рижской станции юных техников Юрис Майорс принимает рапорт мальчиков о технической готовности машин к старту.

 

Марис Дирвейк, выпускник 1-й рижской средней школы им. Леона Паэгле:

— Работа с гокартами научила меня ориентироваться в технике в обширном мире двигателей внутреннего сгорания. Я научился серьезности в работе, потому что техника не любит поверхностности. Да и вообще изменился, в частности, по отношению к труду…

Томир Суботайло, учащийся Рижского индустриального политехникума:

— Теперь я могу все сделать своими руками: точить, фрезеровать, сваривать… Появилась уверенность в себе, в своих силах. А это, по-моему, очень много.

И эти и другие ребята уже считаются ветеранами, настоящими мотоспортсменами, но еще недавно они приходили к долголетнему руководителю этой лаборатории Юрису Майорсу совсем малышами. Например, такими, как Эдмунд Прусис, ученик 4-го класса 29-й рижской средней школы (пришел, будучи учеником 1-го класса) и его старший брат Арманд Прусис (хороший мотогонщик — в пионерском классе второй в республике) или Нормунд Веселис, который сейчас учится в 6-м классе и — еще ряд отличных ребят. Это те, кто выдержал первые трудности работы и не оказался в числе беглецов. Нечего скрывать — каждую осень сюда приходит толпа мальчишек, но через какое-то время немалая часть их скрывается… Они думали, что им тут же на месте, вручат новенькую «телегу» и сразу же на картодром — ставить рекорды, позировать фотографам, получать цветы, а здесь…

— Здесь мы им говорим так: «Вот тебе мешок! В нем разобранный мотоцикл —вкалывай! Но сначала поупражняй ручки и пальчики, обдирая наждачной шкуркой рамы старых гокартов. У нас остаются только те, у кого не слабые руки… И тогда видим: если парнишка держит инструмент двумя пальчиками, да еще морщится и кривится при виде мозолей и ссадин — ясно, что он долго не продержится. А если сразу берется за работу, скоро к нему придет осознание красоты труда. И когда начинает возникать машина, то его и клещами не оттащишь от дела… Я горжусь тем, что в нашей лаборатории выросли настоящие ребята с сильными руками и крепким характером. И неважно, где работают наши бывшие воспитанники — если они что начинают, то работают по совести! — рассказывает Юрис Майорc, тот самый, который когда-то вместе с Гуyдаром Либертом строил первую такую машинку в нашей стране и остался верен им и по сей день. Сам бывший мотогонщик, не обделенный острым техническим мышлением и педагогическим талантом, он решил открывать красоту мира техники перед сотнями ребят. И, может быть, когда-нибудь к нему придет и ваш…

Пользуясь случаем, хочу пригласить всех любителей гокарта на Всесоюзные соревнования юных гокартистов, которые состоятся в Смилтене, с 14 по 18 июля.

 

Л. Пурвиньш. Фото Ю. Курсиша.

 

 

«Ригас Балсс», 07/1982

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *