Вчера, сегодня, завтра

Человек человеку друг

 

Наш корреспондент побывал у ветеранов велосипедного завода «Саркана звайгзне», многие из которых трудятся здесь по 30 и больше лет, и попросил их рассказать о том, как работало это предприятие раньше, когда оно принадлежало капиталисту, и какие изменения произошли на нем за годы Советской власти.

Вот что они сообщили:

— Сперва Г. Эренпрейс был одним из совладельцев акционерного общества «Омега». Но капиталисты по природе своей люди нечистые на руки. Чтобы не платить налоги, акционеры скрывают часть капитала на своих частных счетах. Когда на счету Эренпрейса накопилась солидная сумма, он забрал свою долю и, как говорится, был таков. Остальные акционеры попытались судиться с ним, однако ничего не добились, так как сами боялись раскрыть свои собственные махинации с акциями.

На средства, добытые таким путем, Эренпрейс основал велосипедный завод.

— Для кого была предназначена продукция завода? Эренпрейс основал свое предприятие не затем, чтобы выпускать хорошие велосипеды для трудящихся, а ради наживы. Предприятие изготовляло главным образом дорогие модели велосипедов, приобрести которые простой человек, конечно, не мог. Зато Эренпрейс здорово зарабатывал.

Совсем иное дело теперь, когда все предприятия находятся в руках государства. Они работают строго по плану, а план составляется с учетом спроса потребителей. Почти 90 процентов деталей, изготовляющихся на нашем предприятии, подходят и к велосипедам производства других отечественных предприятий. Это также выгодно потребителю. Советские предприятия не конкурируют друг с другом, у них общая задача по возможности полнее удовлетворять запросы населения.

Было время, когда и Эренпрейс выпускал много велосипедных запасных частей. Но он, понятное дело, не допускал стандартизации, а производил такие детали, которые не годились бы для велосипедов других фирм. Когда же капиталист заметил, что эти детали скупают мелкие предприниматели и собирают из них велосипеды, он вообще прекратил выпуск запасных частей. Мелкие предприниматели разорились, а крупный — становился монополистом и мог бесконтрольно «командовать» на рынке. Теперь — иные времена. Есть спрос на мотовелосипеды — мы выпускаем их, есть спрос на мопеды — мы начали реконструкцию завода для выпуска новой продукции. В этом году население получит с нашего предприятия 5.500 мопедов, в 1962 году — 30.000, а в 1965 году — 205.000.

— Чтобы так быстро наращивать темпы производства новой продукции, необходимо разработать рациональную технологию. Что делается в этом направлении?

— В условиях капитализма, боясь конкуренции, каждый предприниматель скрывает свои нововведения. А наш общественный строй, да и интересы дела обязывают нас широко делиться техническим опытом, быстро подхватывать и внедрять то чего достиг сосед у себя. Мы сотрудничаем с многими предприятиями. Если наших специалистов заинтересует какая-нибудь техническая проблема, они пишут на любые советские заводы и получают нужную консультацию. Мы регулярно получаем патентные бюллетени, и если какое-либо изобретение или усовершенствование можно использовать на нашем заводе, запрашиваем техническую документацию и приступаем к делу. Свой вклад в технический прогресс вносят, конечно, и специалисты завода «Саркана звайгзне». Так, например, главный механик В. Лакшевиц и главный энергетик Я. Ошеров разработали высокочастотный полуавтомат для пайки узлов деталей. Это изобретение дает большой экономический эффект. Техническую документацию установки мы выслали всем велосипедным заводам страны. В Пензе, Минске и на других предприятиях ее уже начинают внедрять в производство.

Нам необходимо сотрудничать друг с другом, чтобы успешно выполнять задачи, выдвинутые перед нами партией: в ближайшие десять лет увеличить объем промышленной продукции примерно в 2,5 раза и превзойти нынешний уровень промышленного производства в США. С этой задачей мы, безусловно, справимся.

 

 

«Ригас Балсс», 09/61

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *