Одуванчик
Впервые переступит порог отделения промышленного искусства Академии художеств Латвийской ССР Лариса Станкевич. Ей не чужды ни проблемы дизайна, ни работа дизайнера. Три года проработала она художником-конструктором на рижском мотозаводе «Саркана звайгзне». Не так-то просто создать новую форму мопеда или детского трехколесного велосипеда. Надо учесть и композицию, и художественно, целесообразно организованную форму, тщательно согласовать цвета. Необходимо создать принципиально новое эстетическое качество, отличное от качества предыдущей модели. Когда все продумано и запечатлено на бумаге, только тогда начинается работа над моделью. Сначала из пластилина создается соответствующая деталь мопеда, затем копируют форму и выполняют ее в материале. Просто, не правда ли? Однако дизайнер обязан уметь объединить в одно целое функциональные и экономические требования, технические возможности и эстетический вкус. Все эти компоненты надо равно учитывать, а это далеко не так просто.
На снимке: Лариса Станкевич. Фото С. Бугаева.
Путь Ларисы Станкевич в Академию художеств начался в школьном рисовальном кружке, где окончательно сформировалась мысль о будущей профессии. После школы — учеба на отделении керамики училища прикладного искусства. Затем работа художницей в главном управлении «Запрыба». Но Лариса Станкевич чувствует, что ее призвание в другом, и вот в отдел главного конструктора завода «Саркана звайгзне» приходит новый работник — Лариса Станкевич. Сама работа подсказывает ей, что знаний недостаточно, надо учиться.
— Здесь я освоила очень многое, рассказывает Лариса Станкевич. — Наш старший художник-дизайнер Гунар Глудиньш, имеющий специальное образование и проработавший на заводе 20 лет, мой первый учитель и наставник. Его советы, рекомендации, наш общий труд и мои наблюдения — это неоценимая школа.
Гунар Глудиньш говорит о своей младшей коллеге:
— Лариса обладает главным, необходимым для дизайнера качеством, — терпением. Она никогда не отказывалась и от различных поручений и обязанностей.
Л. Станкевич одновременно закончила восьмилетку и класс фортепиано детской музыкальной школы. Пять лет она пела в ансамбле «Скандине», а с 1974 года времени требуют репетиции и концерты в составе заслуженного коллектива народного хора «Дайле».
Лариса рассказывает и улыбается. И улыбка — открытая, ясная — очень подходит ей. Она напоминает мне пушистый, желтый, солнечный одуванчик — ее рисунок на коробке конфет на вступительном экзамене.
А. Мустапа.
«Ригас Балсс», 10/1977