Стреноженный мопед
Детские велосипеды «Зайка» с маркой Львовского мотозавода не задерживаются долго в продаже. И не только из-за высокого качества велосипедов, а и из-за значительного падения объемов их производства. Хоть и восстанавливаются деловые связи с бывшими партнерами и появляются новые — проблема поставки комплектующих до конца не развязана.
Впрочем, многое в этом направлении за последние два года сделали на самом заводе. Ввели в действие специальный стан, где сваривают трубы для экипажных частей велосипедов, освоили производство педалей, седел из кожзаменителей, профилей ободьев из стали, а не из цветных металлов. В скором времени сойдут с конвейера и новые подростковые велосипеды «Ватра».
А вот популярные мопеды «Карпаты» забуксовали. Спрос на них из-за довольно высокой цены (более пяти миллионов карбованцев) заметно снизился. Главная причина подорожания — двигатели, закупаемые за границей.
После длительного перерыва, вызванного разрывом экономических связей, мотозавод и Шауляйский мопедно-моторный завод «Вайрас» заключили договор о сотрудничестве. Шауляйцы обязались в течение года поставить 10 тыс. моторов, и в апреле первая партия уже поступила. Цена этого сотрудничества — 10 тыс. долларов США, которые мотозавод взял в кредит для выплаты своим партнерам. В то же время договорились, что шауляйцы займутся изучением спроса на львовскую продукцию в Прибалтике и соседних странах. Железнодорожный вагон с «Карпатами» и запчастями на них уже отправили в Литву.
По этому же пути пошли и в налаживании деловых отношений с частной польско-французской фирмой, что в городке Нова Демба. На двигателях этой фирмы львовяне выпустили новую модель мопедов «Львов», которые сразу же были раскуплены.
Но 150 двигателей от новодембовцев — это капля в море. Пытались заводчане привлечь японские и итальянские фирмы к развитию моторного производства в республике, но из-за отсутствия валютных инвестиций этот проект реализовать не удалось.
На заводе считают, что стабильный выпуск мопедов и снижение их стоимости возможны только при условии отечественного производства силовых агрегатов.
При поддержке своего министерства обратились на Николаевский завод масло-фильтровального оборудования, который получил немалый льготный кредит. Однако, как вы уже догадались, эти деньги использовали, а продукции нет. Дал согласие начать производство двигателей Кировоградский завод «Гидросила». Теперь здесь намерены создать совместное украинско-литовское предприятие. Прибалтийцы согласились передать необходимое оборудование. Но не лучше ли было бы освоить выпуск современных западных конструкций моторов, чем брать пусть и необходимое, но заведомо устаревшее оборудование?
Впрочем на заводе не впадают в отчаяние. Тем более, что получен госзаказ на значительные поставки мопедов в Россию, Молдавию, Азербайджан, Туркменистан.
Следовательно, жизнь продолжается.
Василь КРИЦЯК, г. Львов.
«Сигнал», 07/1994