Учет требований потребителей в формировании ассортимента мопедов

 

Львовский мотозавод приступил к выпуску мопедов в 1960 году. Первая модель B-902 представляла собой несколько усиленный по конструкции велосипед, снабженный навесным моторчиком (рис. 1). Вероятно, эта модель создала y большинства потребителей представление o мопеде как механическом соединении велосипеда и двигателя.

Традиционный облик велосипеда довлел над конструкторами и при создании модели МB-042. Это ощущается в формах рамы, крыльев, сиденья, багажника. Вместе c тем потребительские свойства мопеда были улучшены за счет введения задней подвески. Впервые на мопеде была предусмотрена емкость для хранения инструментов, ветоши и масленки, хотя размеры ее были очень невелики. Багажник был снабжен ручкой, которая помогала ставить мопед на подставку или переносить его на небольшие расстояния (впрочем, эта же ручка уменьшала полезную площадь багажника). Серьезным недостатком модели было то, что выхлопное отверстие буквально упиралось в подножку (это вело к загрязнению обуви и брюк водителя).

B модели МП-042М (рис. 2) уже отчетливо появилась тенденция к созданию специфического облика мопеда. B ее конструкции активно использовалось капотирование. Утяжеленная модель мопеда была встречена потребителями настороженно. Вероятно, каждый, кто осматривал новую модель, представлял ситуацию, когда придется крутить педали тяжелого и неудобного мопеда, двигатель которого почему-либо отказал.

Следующая модель МП-043 (рис. 3) еще дальше отстояла от прототипа — велосипеда c моторчиком. Формы переднего и заднего крыльев, форма топливного бака, зрительно укрупняющего раму, широкие капотирующие плоскости — все это не совпадало co стереотипным представлением об изделии. Привыкшие к легким мотовелосипедам, покупатели отказывались приобретать эту модель, хотя она вполне соответствовала общим тенденциям развития мотостроения. Срочно разработанная модификация МП-046 (рис. 4), имевшая менее металлоемкий бачок и дополнительные инструментальные ящики, также не пользовалась спросом. Сложилась критическая ситуация: более 40 000 мопедов не находили сбыта.

Одновременно c началом работы над новой моделью было принято решение o создании на заводе отдела по изучению и формированию покупательского спроса. Методическую помощь в проведении исследований оказали Львовский торгово-экономический институт и филиал ЦНИЛС. Было разослано более 4,5 тыс. анкет, из которых вернулось более 2,5 тыс. c ответами.

Среди полученных анкет были и отзывы владельцев модели «Верховина-3» (рис. 5). Они отмечали, что эта модель зрительно «легче» предыдущих. Такое ощущение достигалось благодаря отказу от капотирования, выбору более функциональной формы щитков колес, рамы, бачка. Потребители одобряли появление графических элементов и цветовое решение, вызывавшее ассоциации c мотоциклом «Ява», который в то время был популярен.

Мнения потребителей были проанализированы конструкторами, в результате чего была скорректирована проектная концепция модели «Верховина-4», причем особенно тщательно прорабатывались выделенные в анкетах блоки и узлы машины. Было принято принципиальное решение: по форме и конструкции седла приблизиться к облику микромотоцикла и тем самым придать модели совершенно новые потребительские свойства (рис. 6). Такая конструкция сиденья давала возможность использовать его полость для хранения инструментов, емкостей c маслом и т. п. Была улучшена также конструкция багажника. На новой модели появились накладные эмблемы и надписи. Жизнь подтвердила правильность новой проектной концепции — модель «Верховина-4» пользовалась повышенным спросом. C тех пор учет данных анкетного опроса стал обычным явлением в конструкторском отделе завода.

По мере совершенствования конструкции мопеда в целом все большее внимание уделялось художественно-конструкторской проработке отдельных деталей. Сиденье отделывалось материалами различной фактуры и тиснения, более выразительными становились графические элементы и т. д. Опрос показывал, что для покупателя немаловажно внешнее решение любой детали машины.

При проектировании модели «Верховина-5» (рис. 7) был сделан качественный скачок в приближении к облику микромотоцикла. Он был подготовлен количественным накоплением изменений сразу в нескольких блоках и узлах. Прежде всего следует отметить компоновку «бак-седло», которая резко улучшила потребительские свойства мопеда. Увеличение объема топливного бака увеличило дистанцию пробега между заправками на 50%. Форма бака, как показали испытания, позволяла увереннее удерживать машину на поворотах, подъемах и спусках. Руль был поднят выше, что позволило водителю держаться свободнее. Впервые было применено хромирование щитков колес и багажника. На мопеде появились зеркало, светоотражатели, объемные графические элементы. Данные изучения спроса подтвердили, что эта модель пользуется популярностью y массового потребителя.

Следующее сближение c обликом микромотоцикла было сделано благодаря новой конструкции мотодвигателя. На «Верховине-6» (рис. 8 ) был установлен двигатель с запуском стартером, a педали были заменены жесткими подножками, что было логично при возросшей массе машин. Таким образом мопед стал машиной нового класса. Испытания подтвердили, что при длительных поездках, при движении по проселочным дорогам, тропинкам и пересеченной местности жесткие подножки гораздо удобнее подвижных педалей.

Опрос торговых предприятий и отдельных потребителей относительно этой модели мопедов дал интересные результаты. B качестве эксперимента очередная анкета полностью повторяла первую анкету, отправленную потребителям восемь лет назад. Это позволило получить ответы, сопоставимые c ответами первого анкетного опроса. Оказалось, что первые два места в группе предпочитаемых факторов заняли, как и прежде, «удобство управления» и «красивый внешний вид», третье же место занял такой фактор, как «возможность передвижения по любым дорогам».

Был также выявлен сдвиг в возрастной структуре потребителей мопедов. Если в 1970 году основными потребителями мопедов были люди в возрасте от 30 до 49 лет, то в 1978 году первое место заняла группа потребителей в возрасте до 20 лет (34%), a второе — потребители в возрасте старше 50 лет. Таким образом, оказалось, что ориентация проектной концепции на создание микромотоцикла привела к изменению возрастной структуры потребителей изделия. B то же время определенные эстетические и потребительские свойства, заложенные в этой модели, могли бы полнее соответствовать предпочтениям каждой из этих двух групп покупателей. Поэтому на базе модели «Верховина-6» были созданы две модификации, отвечающие предпочтениям двух крайних групп потребителей: модели «Верховина-спорт» и «Верховина-турист».

При разработке модели «Верховина-спорт» (рис. 9) была поставлена задача создания образа кроссового микромотоцикла. Глушитель был перемещен вверх, щитки колес были подняты, убран багажник. На топливном бачке появился планшет, в который может быть вложена схема трассы. B целом модель приобрела спортивный, динамичный характер.

Модель «Верховина-турист» (рис. 10) должна была отвечать иным целям. Необходимо было создать комфортабельный мопед, пригодный для поездок за город, на рыбалку или охоту. Модель снабжена багажными сумками, более широким сиденьем, a следовательно, и более вместительным инструментальным ящиком; она имеет ветровое стекло, зеркало заднего обзора, указатели поворотов. B итоге модель получила облик прогулочной машины.

Испытания моделей подтвердили их высокие эксплуатационные свойства, но конструкторы с интересом ждут данных анкетного опроса, поскольку, как и прежде, мнение массового потребителя остается решающим.

Проектная концепция львовских дизайнеров предусматривает создание семейства мопедов. Это позволило конструкторам постепенно, на протяжении ряда лет приблизиться к созданию мопеда, отвечающего требованиям, предъявляемым к микромотоциклу. Разработка каждой новой модели ведется, как правило, на основе опыта, накопленного при проектировании, производстве и реализации предыдущих моделей, c учетом данных опроса потребителей, a также параллельно c подготовкой мероприятий по формированию потребительских предпочтений.

 

Учет требований потребителей в формировании ассортимента мопедов
1. Модель B-902. B облике мопеда доминирует конструкция велосипеда c навесным моторчиком.

 

Учет требований потребителей в формировании ассортимента мопедов
2. Модель МВ-042М. Облик мопеда создается при помощи активного капотирования.

 

Учет требований потребителей в формировании ассортимента мопедов
3. Модель МП-043. При создании облика мопеда учтены тенденции развития мирового мотостроения. Активное капотирование зрительно yтяжеляет машину.

 

Учет требований потребителей в формировании ассортимента мопедов
4. Модель МП-046. Изменение формы бачка сократило металлоемкость конструкции. Инструментальные емкости несколько улучшили потребительские свойства мопеда.

 

Учет требований потребителей в формировании ассортимента мопедов
5. Модель «Верховина-3». Отказ от капотирования, новая конструкция щитков колес, увеличенный инструментальный ящик, колеса уменьшенного диаметра, глушитель мотоциклетного типа — все это создает образ микромотоцикла.

 

Учет требований потребителей в формировании ассортимента мопедов
6. Модель «Верховина-4». Облик мопеда активно формируют горизонтали: седло-багажник, инструментальный ящик, глушитель. Графические элементы более проработаны. Потребительские свойства мопеда улучшены включением инструментальной емкости в полость сиденья.

 

Учет требований потребителей в формировании ассортимента мопедов
7. Модель «Верховина-5». Горизонтальная компоновка «бак-седло» еще более подчеркивает динамичный облик машины. Использовано хромирование щитков колес и багажника, руль увеличен по высоте и дополнен зеркалом заднего обзора. Емкость инструментальных ящиков увеличена.

 

Учет требований потребителей в формировании ассортимента мопедов
8. Модель «Верховина-6». Установка двигателя co стартером обозначила качественный сдвиг в развитии модели.

 

Учет требований потребителей в формировании ассортимента мопедов
9. Модель «Верховина-спорт». Облик спортивного микромотоцикла создают высоко поднятый глушитель, щиток переднего колеса, увеличенная высота руля.

 

Учет требований потребителей в формировании ассортимента мопедов
10. Модель «Верховина-турист». Повышенная комфортность подчеркнута введением ветрового стекла, багажных сумок, сигналов поворота.

 

H. А. ФЕДОРОВСКИЙ, аспирант, ВНИИТЭ.

 

 

«Техническая эстетика», 03/1979

Комментарии

  • Роман Москва:

    Указатели поворота на мопеде с двигателем Ш-58 в блоке с генератором, мощности которого не хватало даже на самое необходимое — явное очковтирательство со стороны производственников …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *