«Карманный» мотороллер

 

А. СЕРДЮК, инженер-конструктор, лауреат Сталинской премии.

Рис. М. КАПУСТИНА

 

Сконструированный мною складной мотороллер в шутку назвали «карманным», для чего имелись свои основания. Впрочем, расскажу о нем поподробней.

Моя машина весит около 20 кг и развивает скорость 30 км в час. Но самое главное в том, что «карманный» мотороллер быстро, за 2—3 мин.‚ можно сложить, натянуть на него чехол или положить в обычную хозяйственную сумку и спокойно ехать в метро, в автобусе, в трамвае. А дома для него не нужно ни гаража, ни специальной стоянки; его вешают на стене или ставят на полу, как небольшой чемодан. Для городских жителей это имеет огромное значение.

Посмотрите на четвертую страницу обложки, и вы увидите, какие преимущества имеет складной мотороллер — малютка.

 

Карманный мотороллер

 

Необычно и конструктивное решение этой машины. Она представляет собой подобие миниатюрного мотоцикла со складной рамой. Некоторые детали использованы от велосипеда, а большинство самодельных частей роллера сделано из листовой стали. Таким образом, их можно изготовить в любой мастерской.

Роллер состоит из трех основных узлов: переднего, заднего и связующей их шарнирной рамы. Передний узел смонтирован из колеса, вилки с подножками для ног водителя, тормоза, вертлюга и руля, на колонке которого установлен бак для горючего. Передняя вилка взята готовая от подросткового велосипеда «Орленок». Ее пришлось несколько укоротить и прикрепить к ней новые наконечники. Тормоз поставлен от велосипеда, а вертлюг сделан из обрезка трубы, к которому приварена пластина с двумя отверстиями для болтов. Руль изготовлен из велосипедных рулевых труб. На его левой ручке установлен рычаг сцепления, а на правой — вращающаяся ручка управления газом и рычаг переднего тормоза.

 

Карманный мотороллер

 

Задний узел так же, как и шарнирная рама, выполнен из листовой двухмиллиметровой стали. Сиденье вырезано из листового алюминия толщиной 2 мм, на которое наложена резиновая губка, обтянутая дерматином. Двигатель на мотороллере установлен велосипедный «Д-4». Мощность его равна около одной лошадиной силы. Он подвешивается при помощи двух кронштейнов.

Передний и задний узлы стянуты двумя тросами диаметром 4 мм. Они фиксируют раму и двигатель в рабочем положении. Это позволяет получить легкую и жесткую раму, сделанную не из труб, а из листового металла.

Все три узла машины соединены между собой шарнирно так, что они могут в известных пределах поворачиваться. Эти повороты ограничиваются шестью упорами, два задних из них — откидные.

Для того чтобы сложить мотороллер, сначала надо ослабить тросы, откинуть вниз подвижные упоры и сдвинуть вверх гильзу — замок колонки руля. Потом части рамы и руль сложить гармошкой. В сложенном виде высота мотороллера составляет 540 мм, длина — 640 мм, ширина — 200 мм.

На изготовление этой машины — малютки мной было затрачено 850 рублей, в том числе 550 рублей израсходовано на покупку двигателя.

 

Карманный мотороллер

 

Так как мотороллер — малютка предназначен для передвижения по твердым и гладким дорогам, диаметр пневматических колес невелик: 8-1/2” Х 2” (216 Х 50 мм). Их лучше сделать разборными. Для этого берется втулка, а внутри нее помещаются уплотняющие кольца и подшипники. Снаружи к втулке приваривают диск, к которому прикрепляют два диска колеса, и все это стягивают болтами. Пневматические шины можно взять с колес детского самоката или велосипеда или сделать самим. Из велосипедной покрышки вырезается кусок нужной длины (проволока из нее удаляется). Затем из внутренних бортов покрышки вырезают 6—12 одинаковых клиньев. Ширина всех клиньев должна равняться длине окружности посадочной части дисков колес. Затем покрышка стыкуется по протектору на клею. На борта накладываются проволочные кольца, после этого покрышка прошивается нитками по протектору и клиньям. Швы снаружи и изнутри заклеивают полосками резины.

 

Карманный мотороллер

 

Шарнирная рама состоит из двух полурам. Из них передняя сварена из двух щек и шарнирно присоединена к вертлюгу передней вилки. Задняя полурама сделана из двух половин, соединенных между собой болтами, и шарнирно связана с передней полурамой и задней вилкой.

Двигатель «Д-4» подвешен к раме с помощью двух кронштейнов. Задний кронштейн надет на ось откидных упоров, а передний связан с натяжным болтом, позволяющим регулировать ведущую цепь.

 

Карманный мотороллер

 

Посмотрите, как этот рослый человек удобно разместился на мотороллере — малютке.

 

Карманный мотороллер

 

Конструктивных решений устройства мотороллеров может быть очень много. На рисунке вверху художник изобразил мотороллер, у которою три жестких узла связаны между собой шарнирно. При складывании его уменьшается высота.

На втором рисунке показана так называемая телескопическая схема. Здесь складывается руль и вдвигается часть рамы мотороллера. И тогда он уменьшается по высоте и длине.

Внизу — мотороллер — «чемодан». В этом варианте задний узел выполнен в виде чемодана, который является несущей частью рамы. Передние и задние узлы рамы могут быть связаны шарнирно или телескопически. В сложенном виде такой мотороллер не отличишь от чемодана. Вы можете придумать свой вариант с новой компоновкой узлов.

 

Карманный мотороллер

 


 

Легкий складной мотороллер, который можно было бы взять в руки и перенести через ручей, сложить и хранить дома как небольшой чемодан, а в театре сдать в гардероб вместе с пальто, — очень заманчивый вид транспорта, о котором давно мечтает наша молодежь. И не случайно над созданием такой машины работают многие конструкторы у нас и за границей.

Недавно в нашей лаборатории был построен мотороллер-малютка, который создал лауреат Сталинской премии инженер-конструктор Александр Калинович Сердюк. Конструктивно его мотороллер решен очень оригинально. Он изготовлен из доступного листового металла. Почти все детали можно сделать штампованными. А это позволит промышленности наладить серийный выпуск складных мотороллеров. Попытки делать штампованные рамы мотоциклов (например, «БМВ-Р31» и «Л-ЗОО») были и раньше, но они получались тяжелыми и недостаточно жесткими. В машине конструкции А. К. Сердюка сделаны тросовые расчалки. Это придает легкой шарнирной раме жесткость, благодаря чему она не деформируется.

Все детали мотороллера конструкции А. К. Сердюка можно изготовить в любой механической мастерской, но несколько труднее самим сделать шины для колес. Импортные шины таких размеров иногда бывают в магазинах. но, к сожалению, очень редко и мало. А что бы стоило, скажем, Московскому, Свердловскому и Ярославскому совнархозам наладить выпуск шин для автомобилей и мотороллеров-малюток? Тем самым они помогли бы молодежи в создании новых конструкций микромашин.

Мы уверены в том, что мотороллером-малюткой конструкции А. К. Сердюка заинтересуются широкие круги молодежи. При творческом подходе к делу его может построить своими руками каждый, кто пожелает.

Инженер А. Иванов, зам. нач. лаборатории двигателей Московского авиационного института

 


 

Александр Калинович СЕРДЮК в 1931 году окончил днепропетровский горный институт и долгое время работал в горной промышленности. Созданный им «карманный» мотороллер не главное его детище. Еще в 1932 году А. К. Сердюк участвовал в первом Всесоюзном конкурсе иа лучший проект угольного комбайна. Тогда же ему была выдана первая премия за создание угольного комбайна «С-5», ряд отличительных особенностей которого лег в основу большинства современных комбайнов. А в 1948 году за работу в этой области ему была присуждена Сталинская премия. А. К. Сердюк является автором 26 изобретений, на которые ему были выданы авторские свидетельства.

 

 

«Техника — молодежи», 01/59

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *