Миниатюрный мотоцикл
Летом прошлого года на улицах Москвы можно было видеть необычную машину, напоминающую одновременно маленький мотоцикл и детский самокат — роллер. На сиденье самоката, как на стуле, помещался водитель и управлял несложной машиной с помощью велосипедного руля.
Такой вид транспорта сейчас широко применяется в крупных городах Америки. Там подобный самокат называют скутером или автоподножкой. Главное достоинство скутера состоит в том, что его малолитражный моторчик потребляет очень мало горючего. Управление машиной настолько просто, что за ее руль может садиться человек, освоивший езду на велосипеде. Небольшие размеры скутера позволяют хранить его в обычных квартирных условиях.
Юные конструкторы автолаборатории Московского дома пионеров и школьников увидели в иностранном журнале фотографию такой машины. Идея создания автоподножки увлекла ребят, и они принялись за постройку советского скутера.
Под руководством инструктора т. Баркунского группа школьников в течение одного месяца построила машину. Его назвали мотороллером. В детских самокатах колеса деревянные или металлические. Для мотороллера были использованы старые хвостовые колеса аэропланов, отслуживших свой срок.
Первый скутер был сделан трехколесным, Затем ребята решили построить новую машину, в которой третье колесо было упразднено. Это значительно облегчило роллер и упростило его конструкцию.
Двухколесный мотороллер в полтора раза короче самого маленького мотоцикла. Высота машины немногим больше полуметра.
Весит она всего 45 килограммов. Колеса, снабженные резиновыми шинами, достигают значительной толщины — около 130 миллиметров.
Рама мотороллера сделана из газовых труб. На задней части рамы установлено пружинное сиденье. Под ним находится ящик для инструментов и небольшой поклажи. Для ног устроена площадка, расположенная, как и у обычного детского роллера, очень низко над землей.
Двигателем новой машины служит миниатюрный двухтактный моторчик велосипедного типа. У него один цилиндр объемом всего в 65 кубических сантиметров. Это немногим больше объема двух спичечных коробок. Несмотря на малые размеры, моторчик, делая до 4 тысяч оборотов в минуту, развивает мощность в 1,25 лошадиной силы. Он может работать на дешевом топливе — второсортном бензине.
Двигатель подвешен к рулевой вилке мотороллера и вращает переднее колесо. Передача движения от мотора к колесу производится с помощью велосипедной зубчатки с цепью. Бензобак расположен над двигателем и вмещает два литра горючего. Этого запаса хватает на 120 километров пути. В час мотороллер может пробегать до 50 километров.
Скорость мотороллера регулируется подачей смеси в мотор. Для этого дроссельная заслонка карбюратора соединена гибким тросом с рукояткой, установленной на руле. Простым поворотом этой рукоятки скорость машины можно изменять в пределах от 15 до 50 километров в час.
С правой стороны руля имеется другая рукоятка. Гибкий трос соединяет ее с дисковым сцеплением. Легким нажатием рукоятки можно быстро отключить мотор от ведущего колеса машины. Это позволяет останавливать роллер, не прекращая работы мотора, что приходится нередко делать при движении по городу.
Третья рукоятка, установленная на руле, приводит в действие тормоз на заднем колесе.
Двухколесный мотороллер открывал в прошлом году физкультурный парад на Красной площади. Испытания мотороллера показали, что благодаря большой ширине колес он обладает высокой проходимостью. Он развивает хорошую скорость даже по грунтовым и проселочным дорогам.
Мотороллер — простой и дешевый вид моторизованного транспорта. Он может использоваться не только в качестве спортивной машины, но применяться также для перевозки почты и вообще легких грузов.
«Техника — молодежи», 06/1941