Моторный самокат
Спортивная игрушка — «самокат» — любимая забава детворы. Отталкиваясь одной ногой от земли, мчатся юные спортсмены по ровным дорожкам на своих самокатах. Самокаты в большинстве случаев самодельные: два старых шариковых подшипника, две доски, кусок полосового железа, несколько винтов и заклепок — вот и все детали самоката.
Своими силами можно построить и несравненно более совершенный самокат — самокат с мотором. Самокат, приводимый в движение миниатюрным двигателем внутреннего сгорания, — это уже не только спортивная забава, но и удобное, портативное, занимающее мало места транспортное средство. На нем можно ездить на дальние расстояния, с удобством сидя на мягкой подушке.
Юные техники Москвы построили немало оригинальных моторных самокатов. Из них особенно интересными являются две машины, сконструированные мотоциклистом-любителем Е. Гусевым и молодым инженером-автомобилистом И. Ивановым.
При постройке своих машин Иванов и Гусев использовали главным образом старые мотоциклетные и велосипедные части. Рамы их самокатов сделаны из стальных труб и углового железа с применением сварки, клепки и пайки медью. Иванов использовал для своего самоката старый мотор от сломанного мотоцикла, а Гусев — двигатель мотоцикла «Киевлянин». Руль, ручки управления и другие детали были приобретены в магазине, торгующем запасными частями для мотоциклов и велосипедов.
Однако обе эти машины для рядового любителя-механика слишком сложны. Более доступная конструкция изображена на нашем рисунке. Самокат состоит из доски — основания, на котором крепятся мотор, сиденье водителя, ведущее заднее колесо и переднее колесо с вилкой и рулевой стойкой. Двигатель для моторного самоката должен иметь рабочий объем в пределах 60—125 см3. Наиболее подходящим является двигатель мотоцикла «Киевлянин». Он выполнен в одном блоке с коробкой передач, прост в установке и эксплоатации и очень экономичен, так как расходует всего 1,5—2 л горючего на 100 км пути. Купить его можно в магазинах «Автотрактородеталь». Доска — основание самоката должна быть ровной, без сучков; лучший материал — дуб или ясень, можно применить сосну, но тогда рекомендуется оклеить основание с обеих сторон 3-миллиметровой фанерой.
Колесо должно иметь точеную из металла или твердого дерева втулку, внутрь которой запрессованы маленькие шарикоподшипники. Снаружи на колесо натягивается кусок толстостенной резиновой трубки, выполняющей роль шины.
Рулевую стойку и вилку переднего колеса лучше изготовить из металла (сварную), но и простейшая конструкция — с фанерными щечками — будет отлично работать. К верхней части рулевой стойки на фанерных угольниках приделывается поперечина, которая будет служить рулем. На ней должны быть смонтированы рычаги управления газом и сцеплением. Рычаг управления газом устанавливается обычно справа, рычаг сцепления — слева.
Бензиновый бачок емкостью 1—2 л располагается под сиденьем водителя. Бачок должен быть тщательно проверен на герметичность. Если бачок начнет подтекать, самокат окажется опасным в пожарном отношении. Бензопровод от бачка к карбюратору лучше всего сделать из куска хлорвиниловой трубки, а для перекрытия горючего под бачком желательно припаять бензокраник.
Величина цепной шестеренки на заднем ведущем колесе зависит от величины моторной звездочки. Передаточное отношение моторной звездочки к шестерне ведущего колеса выбирается в пределах 1:1 — 1:1,5. Это значит, что если моторная звездочка имеет 15 зубьев, то и шестеренка на ведущем колесе должна иметь не более 15—20 зубьев. Длина ведущей цепи подбирается по месту. Натягивать слишком туго ее не следует. Регулировать натяжение нужно путем подкладки шайб под болты, крепящие ведущее колесо к основанию. Так же устраняются перекосы, которые могут возникнуть при установке цепи.
Торможение самоката осуществляется давлением деревянной дощечки — «башмака» по ободу или втулке колеса. Это простой и достаточно надежный способ. В случае необходимости можно тормозить также и двигателем.
На рисунке показан самодельный моторный самокат: 1 — основание самоката; 2 — рулевая колонка; 3 — руль (справа — рукоятка управления газом, слева — рычаг сцепления); 4 — мотор; 5 — рычаг переключения передач; 6 — бензобак; 7 — ведущее колесо с цепной передачей; 8 — сиденье водителя; 9 — рычаг тормоза переднего колеса; 10 — выхлопная труба.
Г. МАЛИНОВСКИЙ, И. ЮВЕНАЛЬЕВ.
«Техника — молодежи», 06/1950