По дорогам семи республик
Заметки участника мотопробега
…Стартер взмахнул флажком, загремел оркестр, и мы двинулись. Впереди командорская «Победа». За ней пошли мотоциклы. Двадцать одна машина! Все они недавно сошли с конвейеров отечественных заводов и блистали лаком и никелем.
Путь в 5.600 километров начался от стен Кремля. До Подольска нас проводили рабочие Московского мотоциклетного завода.
Всесоюзный агитационно-технический мотоциклетный пробег ставил своей задачей провести длительное техническое испытание мотоциклов, выпускаемых Горьковским, Ирбитским, Ковровским, Московским, Ижевским и Киевским заводами. Командором пробега являлся заместитель начальника Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения тов. В. В Рогожин. За рулем машин сидели люди, умеющие придирчиво оценивать работу двигателей, качество электрооборудования, карбюраторов, прочность экипажной части. Это были конструкторы мотоциклов, работники отделов технического контроля и механики.
… Замелькали белые столбы с цифрами пройденных километров. Через три часа колонна прибыла в Серпухов. Здесь мы остановились на ночлег.
…Утром небо заволокло тучами. Полил дождь. Шоссе, уходящее на юг, стало скользким. В довершение всего приходилось совершать об’езды ремонтируемых мостов.
В памяти участников надолго сохранится об’езд, который пришлось преодолеть под Тулой, у села Ненашево. Цепочка машин опустилась в глубокий овраг. Моторы ревели на первых скоростях, а колеса буксовали, утопая в жидком месиве по ступицу. Но ни один мотор не сдал.
Наверстывая потерянное время, пошли на Тулу, а потом на Орел. Дождь сделался нашим спутником. Брезентовые комбинезоны не спасали водителей.
…Проходили дни… Под Курском колонну встретили мотогонщики «Динамо». Они поднесли участникам пробега цветы и пожелали счастливого пути.
Машины были в исправности. Независимо от мощности моторов все они преодолевали трудную дорогу. Отлично работали двигатели мотовелосипедов «Киевлянин». Этим зеленым машинам на каждом этапе «давали фору» — они отправлялись в путь несколько раньше всей колонны, a приходили позже. Таков был удел машин, двигатель которых можно спрятать чуть ли не в жилетном кармане.
На подходе к Обояни встретился новый тяжелый участок дороги. Завиляли задние колеса одиночек. Один за другим стали делать перебои моторы. Электрооборудование заливалось водой. И все же водители с честью выдержали трудное испытание.
В Харьков в’ехали с оркестром, который выслал для нашей встречи местный мотоклуб.
…Стартуем на Днепропетровск. Чудесная солнечная погода. Ровно гудят моторы. Навстречу двигаются автомобили с зерном и овощами. Нам улыбаются и машут шоферы и грузчики.
— С богатым урожаем, товарищи!..
В Днепропетровске многолюдный митинг. Трогаемся на Запорожье. Скоро показывается возрожденный Днепрогэс.
…Колеса наших машин уже отмерили первые тысячи километров. Мелькают, как в калейдоскопе, дни и дороги. Вот мотоциклы несутся по берегу Азовского моря, затем проходят знаменитый Чонгарский мост — немой свидетель воинской славы Советской Армии.
Прибываем в Симферополь. Здесь — дневка, технический осмотр мотоциклов. Все в порядке!
Уходим на Одессу вместе с участниками скоростного мотопробега, организованного симферопольским мотоклубом на импортных машинах. Скоростники отстают от нас… по техническим причинам.
Проходим Армянск, историческую Каховку. Стволы обгоревших немецких пушек и корпуса танков лежат в рытвинах. А невдалеке белеет памятник погибшим героям Советской Армии. Словно сговорившись, заглушаем моторы. Снимаем шлемы и склоняем головы.
Проходим Херсон и Николаев. По живописным местам держим путь на Одессу. Вот и лазоревое море. Перед нами город-герой.
…Неумолчно рокочут моторы мотоциклов. Курс на Кишинев! В столицу Молдавии прибываем вечером. Всюду нас встречали с букетами цветов. Но в Молдавии эта программа оказалась измененной. Водители получают корзины чудесного винограда.
…Томашполь, Винница, Житомир. Выходим на асфальтовую гладь, ведущую в столицу Украины — Киев.
Из Киева, куда с триумфом пришла тройка мотовелосипедов «Киевлянин», направляемся в столицу Белоруссии — Минск. Дальше путь к границе Литовской республики. Поздно ночью колонна прибывает в Вильнюс. График движения не нарушен. Дальше холмы и перелески Латвии.
В Риге нас встречают местные спортсмены. Здесь мотоспорт издавна в большом почете. Наши машины привлекают всеобщее внимание.
…Остаются последние этапы пути. Водители «Киевлянина», «Москвы», «М-72», «ИЖ-350» удовлетворены. На отечественных заводах построены отличные мотоциклы. Правда, они не без недостатков. Но пробег подсказал, что нужно исправить и изменить.
Вот и столица Эстонии — Таллин. Потом — Кингисепп. Наконец, стартуем на Ленинград.
Тепло и радушно встретили колонну ленинградцы. Водители провели интересные беседы с ленинградскими мотоспортсменами.
Путь в 5.600 километров был закончен 14 октября в Москве, на Манежной площади.
Мотоциклы, построенные на отечественных заводах, с честью выдержали испытание.
С. Карзинкин.
«Вечерняя Москва», 10/47