Легкие, красивые, удобные

 

Машины, о которых пойдет речь, еще не стали серийной продукцией. Они не так скоро появятся на дорогах нашей страны. Одни из них существуют пока на ватмане в конструкторском бюро, другие только что выполнены в металле, третьи готовы покинуть экспериментальный цех, чтобы отправиться в тысячекилометровые испытательные пробеги. На рижском заводе «Саркана Звайгзне» наш корреспондент познакомился с некоторыми из этих конструкций.

 

Мотовелосипед «Гауя—2» внешне напоминает мопед «Рига-1». Сходство придает ему передняя телескопическая вилка: она такая же, как на мопеде. Колеса их хотя и одинакового размера, но на мотовелосипеде закрыты грязевыми щитками более современной формы. Основное же новшество — двигатель «Д-5» (вместо «Д-4»), выпуск которого осваивает один из ленинградских заводов. Для повышения мощности, которая теперь составляет 1,2 л. с. при 4500 об/мин., изменена система газораспределения, установлены модернизированный карбюратор и глушитель нового типа. Улучшена конструкция поршня: он имеет два кольца, подшипники картера полузакрытого типа. Усовершенствован механизм включения и выключения сцепления. Для регулировки натяжения цепи служит специальный ролик, сама же она смещена в сторону, для чего потребовалось изменить место расположения моторной звездочки. Повышена надежность магнето; в дальнейшем предполагается установить и генератор, чтобы можно было применить более мощную фару.

Мотовелосипед расходует примерно 2 л топлива на 100 км пробега. Благодаря увеличению емкости топливного бака до 3,5 л запас хода на одной заправке составляет около 200 км. Мотовелосипед «Гауя» вместе с двигателем «Д-5» весит всего 32 кг. Его скорость — 45 км/час. Выпуск его намечено начать в будущем году.

Легкие, экономичные, неприхотливые мопеды «Рига-1» завоевывают все большую и большую популярность в нашей стране. Тем не менее конструкторы завода «Саркана Звайгзне» озабочены тем, чтобы со временем на смену им пришла новая, более совершенная машина, носящая пока условное название «Рига-3».

На ней предполагается установить модернизированный двигатель «Ш-50», выпускаемый Шяуляйским заводом. Измененная конфигурация окон в цилиндре позволит повысить мощность почти на 15 процентов без существенного увеличения расхода топлива (он равен 1,7 л на 100 км).

Максимальная скорость мопеда возрастет на 20 км/час и составит 60 км/час. Это вызовет повышенную нагрузку на раму, подвеску и колеса. Поэтому их конструкция будет усилена. Предполагается, например, применить новые колеса с более прочными прямыми спицами. Совершенствуются амортизаторы. Несмотря на некоторое упрощение их конструкции, они обеспечат необходимый комфорт, станут более легкими и изящными. Удобным окажется и новое сиденье, подушка которого будет изготовлена из пористой резины. Цельнотянутые глубокие грязевые щитки надежно защитят водителя от грязи.

Конструкторы нового мопеда стремились к тому, чтобы сделать его максимально удобным в эксплуатации. Известно, например, что на бензоколонках одна «заправочная порция» равна 5 литрам. Столько же вмещает и бак «Риги-1». Это создает известные неудобства, так как владельцы мопеда практически не могут использовать всю емкость бака. В новом мопеде бензобак рассчитан на 6 литров. Кроме того, он будет снабжен трехходовым краном мотоциклетного типа.

Вес мопеда станет на несколько килограммов меньше. Этого удастся достигнуть благодаря широкому применению пластмасс и алюминиевых сплавов.

Новые сорта краски и более совершенная технология окраски дадут возможность улучшить внешний вид мопеда.

Одна из рек Латвии носит поэтическое название — Вента. Так нарекли и изящный микромотороллер, конструкция которого разработана на «Саркана Звайгзне». Выпуск его предполагается начать лишь через два года. Это должен быть самый легкий мотороллер, не уступающий, однако, своим старшим братьям «Вятке» и «Туле» по комфортабельности.

На сиденье «Венты» удобно разместятся два человека. В задней части мотороллера предусмотрено установить вместительный багажник. Запасная камера и инструмент будут храниться в отсеке, расположенном под легкосъемным сиденьем.

Оригинально электрооборудование микромотороллера. Фара снабжена двухнитевой лампочкой ближнего и дальнего света. Чтобы ближний свет меньше ослеплял водителей встречных транспортных средств, нить его помещена в специальный экран. Не забыто и освещение номерного знака, для которого предусмотрена отдельная площадка. При торможении в заднем фонаре загорается специальная лампочка. На микромотороллере установлены указатели поворотов.

Благодаря тому, что рама выполнена из тонкостенных труб, новая машина должна весить всего 50—55 кг.

Некоторые детали подвески «Венты» и «Риги», в частности амортизаторы, унифицированы. Передняя вилка выполнена длиннорычажной, а задняя — маятниковой. Колеса размером 12 Х 2,5 смонтированы на дисках без спиц.

Двигатель микромотороллера внешне мало чем отличается от серийного «Ш-50», но мощность его увеличена до 2,5 л. с. при 4500 об/мин. за счет лучшего наполнения цилиндра и повышенной степени сжатия до 8,2. Запуск его будет производиться при помощи пускового рычага.

Такой модернизированный двигатель позволит развивать скорость до 60 км/час с полной нагрузкой, расход топлива при этом будет равен 1,8 л на 100 км.

Вот основные габаритные размеры «Венты»: длина — 1170 мм, база — 1160 мм, ширина — 474 мм, дорожный просвет — 120 мм, высота от поверхности дороги до сиденья — 760 мм и до руля — 900 мм.

И, наконец, несколько слов о самом маленьком представителе семейства «пятидесятикубовых» — мотосамокате. Вот что он собой представляет. На тоненькой раме, соединяющей два колеса от детского самоката, смонтирован двигатель «Д-5». Сверху него установлено седло, позади которого находится небольшой багажник. Эта миниатюрная машина может двигаться со скоростью до 30 км/час, причем ей не страшно бездорожье. В случае надобности ее несложно перенести через любое препятствие: ведь весит она всего 20 кг.

Если примерные сроки выпуска новых мопедов, мотовелосипедов и мотороллеров уже известны, то о начале производства «малютки» ничего сказать невозможно. По непонятным причинам после успешных заводских испытаний она была выдворена в коридор. А было бы неплохо, чтобы мотосамокат увидели на полках в магазинах. Да, именно на полках, ведь его удобно в собранном виде уложить в чемодан и отправиться в путешествие.

 

«За рулем», 01/63

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *