Завод строится

 

Маленькое здание из красного кирпича я сперва и не заметил. Новый инженерный корпус, новый производственный корпус, где шумят станки, еще один строящийся, уже почти готовый, с колоннами и перекрытиями, в дальнем углу которого движется бульдозер, разравнивая пол. Где же тут разглядеть этот домик?

— И все же — обратите на него внимание, — сказал мой спутник — инженер отдела главного конструктора Сергей Макаров. — Здесь помещалась гвоздильная мастерская, на базе которой начал развиваться наш завод. Что теперь с ней делать — не знаем. Ломать жалко, а приспособить под что-нибудь трудно.

Контраст был поразительным. Мы привыкли к стройкам, привыкли к сопоставлению того, что было и что стало. Но все же, когда видишь такое воочию, нельзя не задуматься о тех переменах, которые осуществляет в своей республике литовский народ.

Мотовелосипедный завод в городе Шяуляе начал создаваться в 1949 году. Не было производственных корпусов, не было оборудования и не было самого главного — квалифицированных кадров. Но уже в 1951 году завод, получивший название «Вайрас» («Руль»), выпустил десятки тысяч велосипедов. А к октябрьскому празднику 1961 года первые моторы Ш-50 вышли из заводских ворот. В 1962 году началось их серийное производство. По дорогам страны побежали рижские мопеды «Рига-1», оснащенные моторами шяуляйского производства. Чтобы оценить работу, проделанную заводским коллективом, достаточно сказать, что в нашей стране до тех пор не выпускались двигатели рабочим объемом 50 см3. Опыта приходилось набираться в процессе создания новых моторов.

Производственная площадь завода увеличилась за последние годы в несколько раз. Один за другим цехи справляют новоселье. В 1964 году переехали механопрессовый, термический, моторосборочный. Вновь строящийся корпус предназначен для автоматного, механического и прессового цехов. Такие темпы строительства не удивительны. Они диктуются ростом продукции. В 1964 году завод выпустил десятки тысяч двигателей Ш-50. В 1965 году количество их возрастет в полтора раза, причем речь идет уже о двигателе новой конструкции — Ш-51.

Такой рост требует, естественно, не только новых площадей. Нужны люди грамотные, сознательные, способные управлять сложной техникой, в изобилии поступающей на завод с различных предприятий страны. И таких людей здесь много. Технологом пришел несколько лет назад Юрий Александрович Карёгин. Теперь он начальник механического цеха, где работает двести станков.

Одна из примет нашей жизни в том, что люди не останавливаются на достигнутом, все время стремятся вперед. Эта черта характерна и для коллектива Шауляйского мотовелосипедного. Генрикас Снарскас был токарем, стал наладчиком автоматов. Вацлавас Грибаускас пришел на завод работать вахтером, сейчас он слесарь-сборщик. Недавняя школьница Неля Бондаренко работает шлифовщицей и учится на третьем курсе вечернего института.

Для того чтобы выпускать многие десятки тысяч моторов в год, нужно максимально автоматизировать и механизировать производство. В 1964 году введена полуавтоматическая линия обработки шестерен. Очень много деталей изготовляется методом точного литья. Литейное производство — сложный процесс, и на многих предприятиях именно литье дает наибольшее количество брака. Качество литых деталей, получаемых на заводе «Вайрас», очень высокое. В этом большая заслуга слесарей -инструментальщиков А. Середы, в. Юдикявичуса, П. Баржикаса, которые изготовляют отличные пресс-формы.

Важная задача — повысить долговечность, надежность моторов. Сейчас на заводе эта задача поставлена во главу угла. Разработан план специальных мероприятий, одобренный партийным собранием. В нем учтена деятельность и конструкторского отдела, и отдела главного технолога. Конструкторы добились того, что магдино на Ш-51 стало более стойким. Гарантийный срок его службы увеличился с шести месяцев до года. Общий же гарантийный срок службы мотора возрос до 15 месяцев (вместо 2) при пробеге до 6 тысяч километров (вместо 4 тысяч). На заводе скоро будет организован экспериментальный цех. Технологи же должны внедрить хромирование поршневых колец и цилиндров двигателей. Уже работают заточные станки с синтетическими алмазами. Это резко повышает качество режущего инструмента. Очень многое для продления службы двигателя, его моторесурса зависит и от рабочих. Сейчас осуществляется переход на бездефектное изготовление деталей и сдачу с первого предъявления.

Шяуляйский мотовелосипедный завод «Вайрас» молод. О нем нельзя сказать, как о многих других предприятиях, что он переживает «второе рождение». Развитие, начавшееся с первых дней его существования, не прекращается ни на один день.

 

Р. ШВАРЦБУРД.
г. Шяуляй.

 

«За рулем», 01/65

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *