Музей мопедов Владимира Гордеева

Музей мотозавода

 

Рижский ордена «Знак Почета» мотозавод «Саркана Звайгзне» недавно отметил полувековой юбилей. Велосипедная фабрика, организованная в 1927 году, ныне стала одним из крупных предприятий, с конвейера которого ежегодно сходит свыше 300 тысяч популярных мопедов «Рига-11» и «Рига-16».

Производство велосипедов начиналось, по существу, в небольшой мастерской. Важную роль в развитии предприятия сыграли заказы Советского Союза. С восстановлением Советской власти в Латвии в 1940 году завод был национализирован. Его рабочие одними из первых поддержали просьбу о принятии Латвии в состав СССР.

Во время войны предприятие сильно пострадало: при отступлении гитлеровцы уничтожили или вывезли много оборудования, разрушили здания. Но уже к Дню Победы рабочие сумели изготовить 10 тысяч велосипедов. Вскоре завод был реконструирован, выпуск велосипедов увеличился в несколько раз. А в 1958 году началась подготовка к производству мопедов, первая партия которых сошла с конвейера в 1961 году.

Все эти вехи истории представлены в музее, созданном энтузиастами накануне 50-летия завода.

Основное место в экспозиции занимают образцы машин, выпускавшихся заводом. Здесь велосипеды послевоенной поры, первые мотовелосипеды и, конечно, обширное семейство мопедов «Рига» — от первой модели до сегодняшней «Риги-16». Богато представлены спортивные мотоциклы. Среди них выделяются кроссовый «Рига-14Ю», на котором подростки делают первые шаги в большой спорт, и уникальный мотоцикл для кольцевых гонок «Рига-17С». Его 50-кубовый двигатель с водяным охлаждением развивает до 16 л.с.

Создание музея «Саркана Звайгзне» — достойный вклад в дело пропаганды истории отечественной техники.

 

Музей мотозавода

 

М. ДЕМИДОВ, г. Рига

 

«За рулем», 01/1982

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.