Новый двигатель завода «Вайрас»
Двигатель Ш-50 производства Шяуляйского велосипедно-моторного завода Вайрас, устанавливаемый на мопед «Рига-1», хорошо известен мотолюбителям. Его положительные качества — малый вес, небольшой расход топлива, простота обслуживания. Но двигатель имеет некоторые недостатки. К ним относятся: малая мощность, быстрый износ кривошипно-поршневой группы, ненадежная муфта сцепления, неэффективное глушение шума выхлопа и всасывания. Отсюда законные нарекания со стороны покупателей. В связи с этим конструкторы завода создали на базе двигателя Ш-50 новый мотор — Ш-51, который с января 1965 года пошел в серийное производство.
У этого двигателя максимальная мощность повышена до 1,8 л. с. Достигнуто это улучшением продувки и наполнения цилиндра горючей смесью, повышением степени сжатия, улучшением охлаждения двигателя (цилиндр и головка цилиндра с более развитым оребрением).
Износостойкость двигателя зависит от степени очистки воздуха. Сетчатый фильтр двигателя Ш-50 плохо отвечал своему назначению: пропускал до 50 процентов содержащейся в воздухе пыли. На двигатель Ш-51 установлен воздухофильтр с бумажным фильтрующим элементом, объединенный с глушителем шума всасывания. Новый фильтр задерживает до 99 процентов пыли, увеличивая износостойкость цилиндро-поршневой группы примерно на 20 %.
Рис. 1. Крепление нажимного диска: а — старая конструкция; б — новая конструкция; 1 — нажимной диск; 2 — палец; 3 — пружинное кольцо.
В течение 1965 года будут проведены опыты по хромированию поршневых колец. Мы надеемся, что введение этого технологического процесса также благотворно скажется на долговечности двигателя.
Для повышения надежности усовершенствовано крепление нажимного диска (рис. 1, б) муфты сцепления и усилена пружина. Разработан новый глушитель шума выхлопа (рис. 2), который с глушителем шума всасывания снизит шумность до 78 децибелов. Он может быть установлен и на Ш-50. Усилено крепление выпускной трубы. Теперь она крепится двумя гайками вместо одной.
Рис. 2. Новая конструкция глушителя.
Двигатель Ш-51 без каких-либо переделок может быть установлен на раме мопеда «Рига-1». Большая часть его деталей (за исключением картера, цилиндра, головки цилиндра, поршня, декомпрессора, выпускной трубы, нажимного и отжимного дисков и пружины сцепления) взаимозаменяемы с деталями двигателя Ш-50.
Работа по усовершенствованию двигателя продолжается. В течение нынешнего года максимальная мощность его будет доведена до 2,5—3 л. с., двухступенчатая коробка передач будет заменена трехступенчатой. Это позволит улучшить динамику мопеда и увеличить максимальную скорость до 70—75 км/час. Для удобства водителя педальный привод будет заменен кик-стартером.
С. МАКАРОВ, А. ПЕТРАУСКАС, инженеры.
г.Шяуляй.
«За рулем», 02/65