Сцепление мотороллера «Манет»
В известном чехословацком мотороллере «Манет» осуществлена модернизация, коснувшаяся почти всех основных агрегатов машины. Но если в двигателе, например, лишь несколько изменены правая и левая крышки картера, а в приводе от двигателя одинарная цепь уступила место двойной (с соответствующим изменением конструкции звездочек), то в узлах сцепления произведены изменения, которые фактически привели к созданию новой конструкции.
Новое сцепление мотороллера «Манет» показано на рисунке. Прежде всего следует сказать, что вместо применявшейся ранее одной центральной теперь в сцеплении четыре периферийных пружины. Они обеспечивают равномерность давления по всей контактной поверхности дисков. Количество дисков также увеличилось, причем стальные диски чередуются с дисками, имеющими пробковые накладки. Фланец сцепления сидит на ведущем валу на пальцах, а на заплечике этого фланца установлен барабан, вращающийся на игольчатом подшипнике. Подсборка этого узла (барабан сцепления, фланец и 32 игольчатых ролика) осуществляется отдельно, с сортировкой по допускам, так как лишь точной установкой барабана обеспечивается отсутствие вибраций, вредно влияющих на работу цепной передачи.
Между направляющими пальцами фланца свободно установлены упомянутые выше пружины с направляющими втулками, действующими на нажимной диск.
Без существенных изменений остался лишь привод сцепления, который действует посредством центральной направлающей втулки и головки. Но и здесь появились новые детали — опора выключения сцепления и шарик. Благодаря тому, что опора выполнена из качественной рессорной стали, она возвращается в исходное положение, как только освобождается рычаг выключения сцепления; вместе с пружиной опора действует на валик, выключая сцепление.
Соединение троса сцепления с этим выключающим валиком тоже несколько изменено, благодаря чему теперь нет необходимости вытягивать трос из концевого ролика и, следовательно, исключается возможность повреждении конца троса.
Увеличение количества дисков сцепления, замена центральной пружины и другие описанные выше конструктивные изменения значительно улучшили работу сцепления, в частности, плавность его включения; повысился также срок службы дисков.
И, наконец, благодаря упомянутым выше изменениям в крышках картера двигателя появилась возможность легкого демонтажа сцепления, без разборки двигателя и ходовой части мотороллера. Для этого достаточно лишь снять левую крышку, перемещая её вниз.
Сцепление мотороллера «Манет»
1 — барабан сцепления; 2 — палец; 3 — игольчатые ролики; 4 — фланец; 5 — пружины; 6 — направляющие втулки; 7 — нажимной диск; 8 — центральная направляющая втулка; 9 — стальные диски; 10 — диски с пробковой накладкой; 11 — головка; 12 — шарик; 13 — опора выключения сцепления; 14 — выключающий валик; 15 — пружина.
«За рулем», 03/62