Мотоциклы пятилетки

 

Задачи мотоциклетной промышленности в прошедшей пятилетке были обширны и внушительны. Заводы реконструировались, расширялись. Возьмем такие известные из них, как Ижевский, Ковровский, Киевский и Ирбитский. В 1970 году они дали около 700 тысяч мотоциклов. Это весомая цифра: десять лет назад столько машин вышло из ворот всех наших мотоциклетных заводов.

Советское мотоциклостроение вступает в новую пятилетку на подъеме. Строительство новых, дальнейшая реконструкция существующих заводов, технологическое переоборудование и более совершенные методы организации производства дадут возможность не только увеличить выпуск машин, но и перейти на более современные образцы. Наши мотозаводы в основном раз в четыре — пять лет обновляют свои модели. На этот раз такое обновление совпадает с новой пятилеткой.

Перспективы нашего мотоциклостроения имеют четко выраженную тенденцию: преимущественное развитие предприятий, выпускающих тяжелые мотоциклы, которые пользуются наибольшим спросом.

 

 

Познакомимся теперь с перспективными моделями самого малого «калибра».

В большой семье двухколесных машин важное место отводится мопедам и мотовелосипедам. В новой пятилетке и Рижский и Львовский заводы значительно обновят ассортимент своей продукции и увеличат масштабы производства. На смену «Риге-7» придет «Рига-9», заметно отличающаяся внешними формами. К концу пятилетия появится облегченная модель мопеда с новым двигателем мощностью 1,2 — 1,5 л. с. Львовский мотозавод готовит на смену «Верховине» МП-048 конструкцию с автоматическим сцеплением и клиноременной трансмиссией, что позволит полностью автоматизировать управление сцеплением и изменением передаточного числа силовой передачи.

 

Мотоциклы пятилетки
Двигатель для мопеда, снабженный экспериментальной бесступенчатой трансмиссией. Она состоит из ремня клинового сечения и раздвигающихся шкивов. Конструкция создана во ВНИИмотопроме.

 

Важное значение в совершенствовании серийных машин наши мотоциклетные заводы придают спортивным и гоночным образцам и отводят им в своих планах особое место. На трассах соревнований появятся новые модели.

 

Мотоциклы пятилетки
Микромотоцикл «Рига-8-Спорт» (50 см3, 4,5 л. с., 3 передачи, 65 кг, 65 км/час) — одна из экспериментальных моделей, разработанных заводом «Саркана Звайгзне» совместно с ВНИИмотопромом.

 

«Саркана Звайгзне» увеличит производство кроссовых мотоциклов для юношеских спортивных школ и начнет строить в небольших количествах машины для шоссейно-кольцевых гонок (модель Р7С) с 50-кубовым двигателем мощностью 6 — 7 л. с. Выпуск спортивных мотоциклов того же класса будет вскоре организован и во Львове.
Мотоциклы пятилетки
Гоночный мотоцикл Р11С (50 см3, 11 л. с.), построенный рижским заводом. На одной из таких машин в прошлом году одержана победа на чемпионате страны.

 

 

Существует мнение, будто работы над спортивной техникой распыляют силы заводов. Это неверно. Именно опыт, накопленный при доводке спортивных машин, позволил Ижевскому заводу создать такие модели, как «Юпитер-3» и «Планета-3».

Большую помощь в отработке конструкций дорожных и спортивных мотоциклов оказывает мотоциклетным предприятиям Всесоюзный научно-исследовательский конструкторско-технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания (ВНИИмотопром). Под его техническим руководством разрабатываются новые перспективные модели мотоциклов. Так, в тесном содружестве института и Львовского мотозавода спроектировано и поставлено на производство семейство мопедов «Верховина», конструируется новый двигатель для микромотоциклов класса 50 см3.

 

Мотоциклы пятилетки
Опытные образцы мопеда «Юниор» с двигателем класса 50 см3 и клиноременной бесступенчатой передачей.

 

Много внимания уделяет институт решению проблем, касающихся отрасли в целом, — в частности, увеличению долговечности мотоциклов, снижению токсичности выхлопных газов, шума выпуска. Конструкторы института заняты поисками новых решений как для машины в целом, так и для отдельных узлов ее. Автоматическое сцепление, золотниковое распределение, раздельная смазка двухтактных двигателей — вот основные темы из перечня перспективных работ.

Давно уже отпала необходимость доказывать равноправие мотоциклов с автомобилями. Огромный спрос населения предъявляет к мотоциклостроению высокие требования. Совершенствование конструкций и производства на основе достижений науки и техники — главная задача в новой пятилетке.

 

Г. САМСОНОВ, начальник Главмотовелопрома Министерства автомобильной промышленности СССР.

 

«За рулем», 03/71 (с сокращениями)

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *