Мотоциклы пятилетки
Задачи мотоциклетной промышленности в прошедшей пятилетке были обширны и внушительны. Заводы реконструировались, расширялись. Возьмем такие известные из них, как Ижевский, Ковровский, Киевский и Ирбитский. В 1970 году они дали около 700 тысяч мотоциклов. Это весомая цифра: десять лет назад столько машин вышло из ворот всех наших мотоциклетных заводов.
Советское мотоциклостроение вступает в новую пятилетку на подъеме. Строительство новых, дальнейшая реконструкция существующих заводов, технологическое переоборудование и более совершенные методы организации производства дадут возможность не только увеличить выпуск машин, но и перейти на более современные образцы. Наши мотозаводы в основном раз в четыре — пять лет обновляют свои модели. На этот раз такое обновление совпадает с новой пятилеткой.
Перспективы нашего мотоциклостроения имеют четко выраженную тенденцию: преимущественное развитие предприятий, выпускающих тяжелые мотоциклы, которые пользуются наибольшим спросом.
…
Познакомимся теперь с перспективными моделями самого малого «калибра».
В большой семье двухколесных машин важное место отводится мопедам и мотовелосипедам. В новой пятилетке и Рижский и Львовский заводы значительно обновят ассортимент своей продукции и увеличат масштабы производства. На смену «Риге-7» придет «Рига-9», заметно отличающаяся внешними формами. К концу пятилетия появится облегченная модель мопеда с новым двигателем мощностью 1,2 — 1,5 л. с. Львовский мотозавод готовит на смену «Верховине» МП-048 конструкцию с автоматическим сцеплением и клиноременной трансмиссией, что позволит полностью автоматизировать управление сцеплением и изменением передаточного числа силовой передачи.
Двигатель для мопеда, снабженный экспериментальной бесступенчатой трансмиссией. Она состоит из ремня клинового сечения и раздвигающихся шкивов. Конструкция создана во ВНИИмотопроме.
Важное значение в совершенствовании серийных машин наши мотоциклетные заводы придают спортивным и гоночным образцам и отводят им в своих планах особое место. На трассах соревнований появятся новые модели.
Микромотоцикл «Рига-8-Спорт» (50 см3, 4,5 л. с., 3 передачи, 65 кг, 65 км/час) — одна из экспериментальных моделей, разработанных заводом «Саркана Звайгзне» совместно с ВНИИмотопромом.
«Саркана Звайгзне» увеличит производство кроссовых мотоциклов для юношеских спортивных школ и начнет строить в небольших количествах машины для шоссейно-кольцевых гонок (модель Р7С) с 50-кубовым двигателем мощностью 6 — 7 л. с. Выпуск спортивных мотоциклов того же класса будет вскоре организован и во Львове.
Гоночный мотоцикл Р11С (50 см3, 11 л. с.), построенный рижским заводом. На одной из таких машин в прошлом году одержана победа на чемпионате страны.
…
Существует мнение, будто работы над спортивной техникой распыляют силы заводов. Это неверно. Именно опыт, накопленный при доводке спортивных машин, позволил Ижевскому заводу создать такие модели, как «Юпитер-3» и «Планета-3».
Большую помощь в отработке конструкций дорожных и спортивных мотоциклов оказывает мотоциклетным предприятиям Всесоюзный научно-исследовательский конструкторско-технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания (ВНИИмотопром). Под его техническим руководством разрабатываются новые перспективные модели мотоциклов. Так, в тесном содружестве института и Львовского мотозавода спроектировано и поставлено на производство семейство мопедов «Верховина», конструируется новый двигатель для микромотоциклов класса 50 см3.
Опытные образцы мопеда «Юниор» с двигателем класса 50 см3 и клиноременной бесступенчатой передачей.
Много внимания уделяет институт решению проблем, касающихся отрасли в целом, — в частности, увеличению долговечности мотоциклов, снижению токсичности выхлопных газов, шума выпуска. Конструкторы института заняты поисками новых решений как для машины в целом, так и для отдельных узлов ее. Автоматическое сцепление, золотниковое распределение, раздельная смазка двухтактных двигателей — вот основные темы из перечня перспективных работ.
Давно уже отпала необходимость доказывать равноправие мотоциклов с автомобилями. Огромный спрос населения предъявляет к мотоциклостроению высокие требования. Совершенствование конструкций и производства на основе достижений науки и техники — главная задача в новой пятилетке.
Г. САМСОНОВ, начальник Главмотовелопрома Министерства автомобильной промышленности СССР.
«За рулем», 03/71 (с сокращениями)
Поправьте — статья Самсонова опубликована в Руле в №2 за 71-й год.
Алексей, приветствую. Сверился с архивом журнала, оказалось что статья была в третьем номере. Исправил. С уважением, Владимир.