«Рига-17С»

 

По уровню форсировки двигателей, высоким удельным параметрам 50-кубовые гоночные мотоциклы занимают особое место даже в ряду аналогичных мотоциклов других классов. В самом деле, их двигатели сегодня развивают 16—21 л. с. / 12—15 кВт, то есть 320— 420 л. с. в пересчете на 1 литр.

Детали этих моторов имеют относительно малую массу и потому более охотно поддаются форсированию по оборотам. Но, конечно, создание и доводка миниатюрного в обычном понятии двигателя, обладающего столь высокими показателями, — дело очень непростое.

На рижском заводе «Саркана Звайгзне» эту работу начали еще в 60-х годах. Тогда для спортивной машины в качестве базового использовали серийный двигатель мопеда. На гоночном мотоцикле СЗ—50 с форсированным двигателем в 1964 году была достигнута скорость 105 км/ч. На этом ресурс серийного мотора оказался исчерпанным, и на заводе начали разрабатывать мотоцикл с современным силовым агрегатом.

Было ясно, что при воздушном охлаждении детали не смогут выдерживать тепловое напряжение, характерное для гоночного двигателя высокой мощности. Надежность могла обеспечить только жидкостная система охлаждения, которую и приняли.

Поскольку на рижском мотозаводе нет собственного моторного производства и соответствующей экспериментальной базы, проектирование и изготовление двигателя для гоночного мотоцикла принял на себя ВНИИмотопром, а на «Саркана Звайгзне» разрабатывали экипажную часть и занимались доводкой машины в целом.

Первым успехом стало создание мотоцикла «Рига—15С» с двигателем ШК—50 (1972 г.) мощностью 13—13,5 л. с. / 9,6—9,9 кВт. На таких машинах гонщики Э. Борисенко и А. Смертьев хорошо выступали не только в нашей стране, но и на отдельных этапах чемпионата мира. Анализируя результаты гонок, изучая опыт зарубежных фирм, завод и институт последовательно улучшали машину. На соревнованиях 1976—1979 гг. стартовали мотоциклы «Рига—17С» — модели, которая является развитием конструкции «Риги—15С». Ее двигатель развивает 16—16,5 л. с. / 20,6—21,2 кВт при 15000 об/мин. Цилиндр — алюминиевый, с запрессованной чугунной гильзой. Для уменьшения трения о стенки цилиндра у поршня оставили лишь одно кольцо. Шатунные подшипники — игольчатые: в верхней головке — «насыпной» или с дюралюминиевым сепаратором, в нижней — со стальным сепаратором. Система охлаждения — термосифонного типа. Мотор оснащен бесконтактной транзисторной системой зажигания, управляет впуском смеси дисковый золотник.

 

Рига—17C

 

Работа над доводкой гоночной машины — обширное поле для исследований. Специалисты ВНИИ и завода получают ценный материал о том, как влияют газодинамические процессы в двигателе на его важнейшие характеристики — мощность, динамику, экономичность. Надо сказать, что основные усилия при доводке двигателя направлены не на поднятие максимальной мощности, а на более выгодное распределение ee по оборотам, расширение рабочего диапазона. Большое значение придают снижению потерь на трение. С этой целью совершенствуют методы обработки деталей, испытывают различные варианты трущихся пар, покрытий, в частности, алюминиевый цилиндр, покрытый никасилом.

Гоночный мотоцикл интересен и в отношении аэродинамики. Конструкторы поставили задачу у следующей модификации сократить на 30% лобовую площадь и снизить на 10% коэффициент обтекаемости. Для облегчения машины такие детали, как топливный бак, седло, обтекатель, выполнены из пластмассы. Расширяя применение легких материалов, инженеры намерены существенно снизить массу, доведя ее с 62 до 55 кг.

Один из этапов совершенствования гоночного мотоцикла — модель «Рига— 21С» с литыми колесами. Мощность ее двигателя — уже 18 л. с. / 13,2 кВт.

 

Техническая характеристика «Риги—17С»:

Общие данные: сухая масса — 62.3 кг; максимальная скорость — 153 км/ч; тормозной путь со скорости 60 км/ч — 14 м, со 100 км/ч — 48 м; запас топлива — 8 л.

Размеры: длина — 1848 мм; ширина (по рулю) — 450 мм; высота (по обтекателю) — 885 мм; база — 1280 мм; угол наклона передней вилки — 26°; максимальный угол крена влево и вправо — 50°; лобовая площадь — 0,286 м2; размер шин: переднего колеса — 2.00—18, заднего колеса — 2,25—18.

Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный, с жидкостным охлаждением; рабочий объем — 49,8 см3; диаметр цилиндра — 40 мм; ход поршня — 39,6 мм; степень сжатия — 13; мощность — 18,5 л. с. / 12,1 кВт при 15000 об/мин; топливо — смесь бензина АИ-98 и масла (25:1); система зажигания — электронная бесконтактная. Трансмиссия: сцепление — сухое, многодисковое; передняя передача — цепная (3,47); коробка передач — шестиступенчатая (передаточные числа соответственно: I — 2,220; II — 1,650; III — 1,367; IV — 1,200; V — 1,095; VI — 1,045); задняя передача — цепная, передаточное число — 2,467, или 2,533, или 2,600, или 2,667, или 2,733.

Экипажная часть: рама — трубчатая, хребтовая; передняя вилка — телескопическая, с гидравлическим амортизатором; задняя вилка — рычажная, из стальных труб прямоугольного сечения; тормоза — барабанные.

 

В. КЛЕЙНБЕРГ, начальник КБ спортивных мотоциклов завода «Саркана Звайгзне», г. Рига.

 

 

«За рулем», 03/1983

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *