Для водителей мопедов

 

Хотя те статьи, о которых мы собираемся рассказать, стоят в разделе «Дополнительные правила для велосипедистов», они должны быть известны не только им. Дело в том, что этим же законам подчиняется движение и некоторых типов мопедов, в частности — мопедов с двигателями рабочим объемом менее 49,8 см3. А так как водителям автомобилей и мопедистам ездить по одним дорогам, бок о бок, то и шоферу, помимо «своих» статей, надо непременно знать эти дополнительные правила.

Вместе с тем и водитель мопеда, помимо дополнительных правил, обязан хорошо усвоить те основные законы, которые определяют порядок движения всех транспортных средств. Как и любой водитель, он должен знать, когда и каким образом подаются предупредительные сигналы, от чего зависит выбор скорости движения, как располагаются транспортные средства на проезжей части, по какому принципу они разъезжаются на перекрестке и т. д.

Все это, повторяем, — основные для всех водителей, а стало быть для водителей мопедов тоже, правила. Вот почему те несколько статей, что сведены в специальный раздел, и называются «дополнительными».

Одна из первых обязанностей всех водителей — проверять перед выездом техническое состояние транспортного средства и вести наблюдение за ним в пути следования (статья 20 «а»). Каким же в этой связи должно быть технически исправное состояние мопеда? Оно определено в первой статье раздела — 113-й. Мопед, а также велосипед с мотором должны иметь звонок, исправные тормоза, а с наступлением темноты — зажженный фонарь спереди и красный отражатель света сзади.

Наша промышленность выпускает самые различные типы мопедов. Нередко на маленькой двухколесной машине можно встретить даже школьников. Однако просим запомнить, что езда по улицам городов и других населенных пунктов, автомобильным дорогам на велосипедах с мотором и мопедах разрешена лицам не моложе 16 лет (статья 114). Остальные должны выбирать для катания и прогулок закрытые для движения других транспортных средств площадки в городе или поляны и лужайки за городом. Эти же места следует использовать для обучения езде, так как на улицах городов и автомобильных дорогах это делать запрещено.

Еще в статье 38 Правил говорилось, что все мопеды могут двигаться по улицам и дорогам только в правом крайнем ряду. Статья 115 конкретизирует это основное требование указанием о том, что такое движение надо осуществлять в один ряд друг за другом не далее одного метра от тротуара или обочины дороги. Наглядное этот порядок движения показан на рис. 1.

 

Для водителей мопедов

 

Кратковременный выезд за эти пределы разрешен лишь для обгона или объезда с предварительной подачей сигнала поворота налево (рис. 2) и соблюдением особой осторожности. Однако и на следующей схеме (рис. 3) нет нарушения правил: дело в том, что тут велосипедисты движутся по велодорожке (она открыта и для велосипедов с мотором), а в этом случае число рядов определяется только ее шириной.

 

Для водителей мопедов

 

В правилах, действовавших до 1965 года, мопедисту было запрещено поворачивать налево и разворачиваться как на перегонах улиц и дорог, так и на их перекрестках. Сейчас некоторые ограничения здесь сняты — если мопедист едет по улице, на которой движение автомобилей возможно только в один ряд (трамвайный путь считается как ряд движения), то на перекрестке он может повернуть налево, как показано на рис. 4, или развернуться (статья 118).

На более широких улицах, а также на перегонах улиц любой ширины водителям мопедов с двигателем менее 49,8 см3 левые повороты и развороты запрещены. Здесь им придется сойти с мопеда и двигаться, можно сказать, в «пешем строю» по правилам для пешеходов (см. рис. 4).

На автомобильных дорогах мопедистам всякие левые повороты (развороты) запрещены как на перекрестках, так и на перегонах. Такие маневры здесь опасны: скорости движения автомобилей за городом нередко очень высоки, а мопедист заметен на дороге порой недостаточно хорошо.

Хотя мопед и причислен к транспортным средствам, каждому ясно, что его возможности довольно ограниченны. Небольшой груз на нем перевезти, конечно, можно, но он ни в коем случае не должен мешать управлению или выступать более чем на 0,5 метра по длине или ширине мопеда.

 

 

«За рулем», 05/1965

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *