«Балканы» из Ловеча
Мотоциклы этой марки появились на дорогах Народной Республики Болгарии немногим более десяти лет назад. Их производство освоило объединенное хозяйственное предприятие «Балкан» в городе Ловеч, которое, кроме мотоциклов, строит и автомобили. Ходовая часть для мопедов и мотоциклов изготовляется в Ловече, а двигатели к ним поступают с завода «Средец» из Софии.
Среди различных моделей «балканов» наиболее распространена в настоящее время МК50-2. Это мопед с одноцилиндровым (49 смЗ) двухтактным двигателем мощностью 3,3 л. с. при 6500 об/мин. Он снабжен трехступенчатой коробкой передач, телескопической передней и маятниковой задней подвесками, шинами размером 2,50—23. Силовой агрегат машины крепится консольно к раме хребтового типа. Мопед весит 60 кг и может развивать до 65 км/час. Расход горючего — около 2,2 л на 100 км пути.
Мопед «Балкан-МК50-2»
Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по двигателям и автомобилям (НИПКИДА) в Софии за последние несколько лет провел большую работу по созданию нового семейства (50, 75 и 100 см3) легких мотоциклов для завода в Ловече.
Первые легкие мотоциклы «Балкан-М75» были выпущены к 25-летию Народной Республики Болгарии.
На новой машине устанавливается одноцилиндровый (46х44 мм, 73 см3) двухтактный двигатель, унифицированный для всех моделей семейства. Моторы различаются лишь размерами цилиндра и кривошипно-шатунного механизма. Мощность их составляет соответственно 4,7; 6,0 и 7,5 л. с. при 6700 об/мин. Они довольно значительно форсированы — степень сжатия достигает 9,5 — и поэтому требуют бензин с октановым числом 96.
Легкий мотоцикл «Балкан-М75»
Коробка передач теперь имеет четыре передачи, исключен педальный привод, применен герметичный кожух цепи главной передачи. По-иному решена и рама мотоцикла: она представляет собой дуплексную трубчатую конструкцию, к которой снизу крепится силовой агрегат.
Как и у других легких мотоциклов, база «Балкана-М75» невелика — 1215 мм, а высота по седлу составляет 805. На новой модели применены колеса и шины уменьшенного размера (2,75—16), в соответствии с последними тенденциями.
Мотоцикл, весящий 80 кг, может развивать скорость до 80 км/час. Мощный мотор обеспечивает ему неплохую приемистость — разгон с места до 60 км/час занимает 7,5 секунды. В то же время двигатель обладает достаточно гибкой характеристикой — минимальная скорость на высшей передаче составляет 25 — 30 км/час. Расход топлива у нового «Балкана» невелик и при скорости 50 км/час равен 1,7 л на 100 км.
Наряду с легкими машинами, предприятие «Балкан» совместно с заводом «Средец» выпускало до недавнего времени 250-кубовые мотоциклы. На них стоял одноцилиндровый (70 х 64 мм, 247 смЗ) двухтактный мотор мощностью 12,5 л. с. при 4800 об/мин, сблокированный с четырехступенчатой коробкой передач. Они
весили около 150 кг и развивали скорость 110 км/час.
На смену этой модели НИПКИДА разработал семейство унифицированных мотоциклов более современной конструкции с двигателями рабочим объемом 125, 150 и 175 см3 и мощностью соответственно — 9, 11 и 13 л.с. при 6000 об/мин.
В настоящее время завод осваивает производство мотоциклов класса 175 см3. Следующий шаг —— переход на выпуск машин классов 50, 100, 125 и 150 см3.
«За рулем», 05/70