Музей мопедов Владимира Гордеева

Чехословацкий мопед «Стадион»

 

Среди новинок чехословацкой мотоциклетной техники 1958 года обращает на себя внимание новая модель мопеда «Стадион», для которого на предприятиях «Ява» был специально спроектирован и теперь выпускается в массовых количествах маленький двигатель с рабочим объемом до 50 см3.

Мопед отличается исключительной простотой конструкции, легким весом и надежностью в эксплуатации. Шасси его состоит из простой трубчатой рамы с несущей трубой диаметром 45 мм, переходной трубкой диаметром 34 мм и штампованной головкой руля. Передняя вилка имеет подвеску колеса на качающихся рычагах и резиновых подушках, а в верхней ее части крепится фара. Заднее колесо не имеет никакой специальной подвески; возникающие при неровностях дороги толчки амортизируются только шиной (размер 23х2′).

Большое внимание конструкторы нового мопеда уделили его тормозам. Как известно, центр тяжести (общей массы машины и водителя) у мопедов всегда расположен значительно выше, чем у мотоциклов, а вес водителя обычно превышает вес машины. Поэтому размеры тормозов на обоих колесах мопеда значительно увеличены (диаметр тормозных колодок 80 мм), а кроме того, тормоза снабжены накладками из ферродо шириной 16 мм. Втулки выполнены из легкометаллического сплава и имеют ребра, интенсивно отводящие тепло от тормозов. Привод на тормоз заднего колеса осуществляется от педали, а привод на тормоз переднего колеса — от рукоятки на руле, с помощью боуденовского троса.

Двигатель мопеда имеет характерную для «Явы» конструкцию со слегка наклонным цилиндром и плоским, гладким со всех сторон блоком (см. рис). В целях снижения веса двигателя цилиндр выполнен из легкого сплава и имеет чугунную гильзу. Двигатель двухтактный, с возвратной продувкой, рабочий объем его равен 49,8 см3 (диаметр цилиндра 38 мм, ход поршня 41 мм), степень сжатия 6,8. Он развивает мощность 1,6 л. с. при 5000 об/мин, и расходует в среднем 1,5 литра топлива на 100 км пробега.

Двигатель крепится на раме в трех точках и хорошо вписывается в общий контур машины, хотя и выглядит довольно массивным. Общая компоновка столь удачна, что позволяет встроить, при желании, в силовой блок также и 3-ступенчатую коробку передач. Силовой блок имеет встроенный в двигатель педальный механизм и многодисковое сцепление, Приводная цепь заключена в кожух. Топливный бак емкостью З литра крепится на раме.

Мопед «Стадион», модель С-1, весит 35 кг, имеет полезную нагрузку до 100 кг (водитель 80 кг и багаж 20 кг) и развивает максимальную скорость 40 км/час.

 

Чехословацкий мопед Стадион

 

«За рулем», 06/58
(В тексте ошибочно указан индекс модели, правильный «C-11»)

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.