Болгарский мопед «Балкан-50»

 

в Болгарии за короткий срок был создан и пущен в серийное производство мотоцикл «Балкан-250», а в прошлом году — мопед «Балкан-50».

 

Болгарский мопед Балкан-50
Рис. 1. Мопед «Балкан-50».

 

Новый мопед имеет одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом 49 см3 и степенью сжатия 7:1. Сцепление и коробка передач объединены в общий блок с двигателем. Наполнение цилиндра осуществляется через каналы, сделанные в его стенке. Головка цилиндра алюминиевая, сам цилиндр — чугунный. Карбюратор расположен в раме мопеда и соединен с двигателем специальной трубкой. Длина этой трубки подобрана так, что при больших оборотах коленчатого вала цилиндр получает дополнительное количество горючей смеси за счет колебаний воздушного потока, движущегося в этой трубке. Охлаждение двигателя — воздушное.

Многодисковое пробковое сцепление работает в общем масляном картере с коробкой передач. Первичная передача (между коленчатым валом двигателя и валом сцепления) осуществляется с помощью шестерен. Это уменьшает габариты двигателя и значительно облегчает его обслуживание. Шестерни трехступенчатой коробки передач находятся в постоянном зацеплении и переключаются при помощи специальной муфты с шариками (чем устраняется возможность поломки зубьев). Управление коробкой передач осуществляется рукояткой на левой стороне руля, а дроссельной заслонкой — на правой.

 

Болгарский мопед Балкан-50
Рис. 2. Двигатель мопеда.

 

Передняя вилка — рычажного типа, с открытыми, шарнирно связанными рычагами. В качестве эластичного элемента используются двойные резиновые кольца, работающие на растяжение. Задняя подвеска также рычажная, с качающейся вилкой и пружинными амортизаторами.

Тормоза — колодочного типа: задний тормоз приводится в действие благодаря наличию храпового механизма, расположенного на педальной оси, передний — с помощью троса и рычага на правой стороне руля.

Усилие от коробки передач на заднее колесо передается через роликовую цепь, помещенную в кожухе из тонкой листовой стали. Рама мопеда штампованная; хорошо продуманная конфигурация обеспечивает ей высокую механическую прочность при минимальном весе. Удлиненное седло, изготовленное из микропористой резины, может быть использовано одновременно для двух пассажиров.

Бак емкостью 5,4 л установлен независимо от рамы. Одной заправки хватает на 300—350 км пути.

Шины размером 2,25х23, рабочее давление — 2,2 атм для задней и 1,8 атм для передней шины.

В течение второй половины 1962 года в Научно-исследовательском институте машиностроения (г. София) под руководством автора были проведены технико-эксплуатационные испытания мопеда «Балкан-50». Они показали хорошие результаты. Так, максимальная мощность двигателя после пробега 2500—3000 км достигла 2,4 л. с. при 5500 об/мин. Удельный расход горючего составил 450—550 г/л. с. час (для двигателя с таким малым рабочим объемом это неплохой результат, так как значительная часть свежей горючей смеси теряется при продувке цилиндра).

Максимальная скорость мопеда зависит в большой степени от дорожных и метеорологических условий. При движении по сухой асфальтированной дороге, расположенной в 750 м над уровнем моря, она достигала 64 км/час, а на высоте 5—10 м над уровнем моря падала до 58 км/час. С полезной нагрузкой 150 кг (два пассажира) мопед развивает скорость 55 км/час.

На одном из самых длинных испытательных маршрутов, протяженностью около 2000 км и проходившем через наиболее высокие перевалы — Стара Платина, Петрокан, Витиня и Шипка, — средняя техническая скорость мопеда при полезной нагрузке 120 кг составила 36,4 км/час. Если иметь в виду, что Болгария — горная страна и ее дороги изобилуют крутыми поворотами, подъемами и спусками, то такой результат следует признать вполне удовлетворительным.

Минимально устойчивая скорость в движении на третьей передаче — 1‚5 км/час. Она облегчает управление мопедом в условиях интенсивного городского движения, где нужно часто уменьшать, а затем увеличивать скорость без переключения передач.

Динамика разгона показана на диаграмме, данные которой получены путем многократных замеров во время испытаний.

 

Болгарский мопед Балкан-50
Рис. 3. Динамика разгона мопеда «Балкан-50».

 

Нельзя не отметить чрезвычайно хороший подбор передаточного отношения к коробке передач. Переход с одной передачи на другую происходит очень плавно, без толчков и остановки двигателя. С одним пассажиром на первой передаче мопед преодолевает уклон до 30—32 процентов, с двумя пассажирами — до 26 процентов. Практически во время испытаний на горных тропинках Витоши, Старой Платины и Родопы не было уклонов, которые мопед не смог бы преодолеть.

Естественно, что, как и многие новые конструкции, «Балкан-50» имеет некоторые недостатки, выявившиеся во время испытаний.

В настоящее время эти недостатки устраняются; кроме того, в течение 1963 года узлы мопеда будут модернизированы. Передняя вилка станет телескопической, с большим ходом телескопов, полностью обновится рукоятка переключения передач (некоторые мопеды будут с ножным переключением), увеличится диаметр тормозного барабана.

В настоящее время ведутся работы по форсировке двигателя. Его мощность предполагается увеличить до 4—5 л. с. С этой целью проводятся исследования по продувке и наполнению цилиндра, использованию принудительного охлаждения и замене чугунного цилиндра алюминиевым, рабочая поверхность которого покрыта пористым хромом. Установлено, что мощность и охлаждение двигателя при этом могут быть значительно улучшены без использования вентилятора.

Производство мопедов в Болгарии только началось. Благодаря своим высоким динамическим и эксплуатационным качествам мопед «Балкан-50» пользуется большим спросом у населения.

 

Никола ПОПОВ,
инженер. г. София.

 

«За рулем», 06/63

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *