«Золотой Мопед» и его последователи

 

После выхода в свет постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» в Латвию зачастили гости из Эстонии, Литвы и более далеких республик и городов, даже из Иркутска и Новосибирска. Всех интересует, как сумели здесь привлечь к мотоспорту владельцев мотоциклов и мопедов, в том числе подростков.

За более чем двадцать лет в этом деле накоплен ценный опыт. Для тех, кто пробует силы на дорожных мотоциклах, вполне доступными видами соревнований оказались мотоориентирование, упрощенные шоссейно-кольцевые гонки, туристские ралли, а в последнее время растет популярность трайела.

Для владельцев мопедов — подростков долгое время единственным состязанием был кросс. Это объясняется тем, что юные гонщики, имеющие право управлять мопедом, могли выступать только на закрытых трассах. Безопасность участников обеспечивалась техническими возможностями машины, точнее — менее чем 50-кубовым двигателем, с которым большую скорость не разовьешь.

Видя в кроссе на мопедах притягательную силу для мальчишек, большие возможности для привлечения их к организованному спорту, мы у себя в республике сделали следующий шаг. После подбора доступных кроссовых трасс в 1971 году состоялся комсомольско-досаафовский турнир «Золотой мопед», принявший в ряды участников всех подростков, до этого бесконтрольно гонявших по дорогам и улицам. «Золотой мопед» ныне очень популярен в нашей республике. Над ним шефствуют многие организации, в частности комсомольские органы, ДОСААФ, общество автомотолюбителей, республиканские Комитет по физической культуре и спорту, Госавтоинспекция, Комитет профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.

Кстати, Госавтоинспекция располагает данными, что с помощью детского мотоспорта кривая дорожного травматизма среди подростков резко пошла вниз. Объяснение простое: ребята со своими мопедами перебрались с улиц на трассы «Золотого мопеда».

Легкую детскую кроссовую трассу теперь можно найти в любом районе Риги, во многих колхозах и совхозах Латвии, при школах. Лучшим спортсменам, выполнившим нормативы спортивных разрядов на личной машине, предоставляется возможность получить в команде спортивно-кроссовый мопед «Рига-юниор». Мы убедились в действенности этого стимула.

 

Золотой Мопед и его последователи

 

Вслед за кроссом по «возрасту» идут шоссейно-кольцевые гонки на мопедах. Поскольку мопед способен развить лишь 40-50 км/ч, самыми удобными оказались до того пустовавшие между соревнованиями и тренировками трассы, предназначенные для картинга, у которых много поворотов и хороший обзор для зрителей. Здесь при полной безопасности можно всесторонне проверить мастерство юных водителей, проводить с ними регулярные занятия.

С 1979 года по инициативе актива «Золотого мопеда» началось освоение под мопедные соревнования всех картинговых трасс в республике. Эта инициатива оживила массовую работу, родила множество новых команд при домах пионеров, станциях юных техников, в школах. Характерная черта таких соревнований: ребята приходят на старт со своими мопедами и мотовелосипедами.С 1980 года проводится первенство юных шоссейников в 10 этапов — на каждом из 10 картодромов. Так одновременно решена еще одна задача — полнее использовать существующие спортивные сооружения.

Латвийский опыт находит отклик в других республиках. Он открывает широкие возможности для того, чтобы привлечь подростков к мотоспорту, снизить среди них дорожный травматизм. Кроме того, он показывает пути экономии средств на проведение соревнований и строительство новых спортивных арен.

 

А. ГРАНТС, руководитель кружка районного Дома пионеров.
г. Рига

 

«За рулем», 06/1983

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *