Ваш первый мотор

 

Из года в год наша промышленность наращивает выпуск мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мотовелосипедов. Тысячи и тысячи людей становятся их владельцами. У них разные взаимоотношения с этой техникой. Одни успели уже стать приверженцами, к примеру, ковровской марки и заменяют славно потрудившийся К-175 новеньким «Восходом». Другие, последовательно поднимаясь по «мотоциклетной лестнице», достигают очередной ступеньки — ради «Юпитера» расстаются с М-104. Но много и таких, для кого это первый в жизни «мотор». Не зная как следует устройства машины, не имея водительского опыта, легко ошибиться в выборе двухколесного помощника. Кому не хочется иметь машину помощнее, чтобы можно было проехаться «с ветерком». И вот новичок покупает «ИЖ-Планету». А потом вместо удовольствия — мука. Мотоцикл оказывается тяжелым и непослушным. Конечно, для неопытного водителя. И дело все в том, что нарушен принцип от простого к сложному, от легкого к более трудному.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем тем, кто озабочен выбором первой двухколесной машины с мотором, начинать с мотовелосипеда, мопеда, легкого мотоцикла. А чтобы облегчить выбор, расскажем последовательно об этих машинах.

Собираясь в магазин, надо прежде всего четко определить, для чего в основном нужна машина, какие расстояния (и по каким дорогам) придется преодолевать, кто, кроме вас, должен пользоваться ею и, наконец, где ее хранить. Ознакомившись с техническими данными машин, вы остановитесь на той, что наиболее полно удовлетворяет вашим требованиям.

Наша промышленность почти полностью обеспечивает спрос на них по количеству и предоставляет покупателям вполне достаточный ассортимент. В магазине сегодня можно найти мотовелосипед Пензенского велосипедного завода им. М. В. Фрунзе — модель 16-ВМ, легкий мопед «Рига-5», мопеды «Рига-З» и «Рига-4» — рижского мотозавода «Саркана Звайгзне», легкие мопеды МП-044 и МП-045, мопеды МП-043 и МП-046 — Львовского мотозавода. В скором времени начнется выпуск мопедов в спортивно-дорожном исполнении для любителей спорта.

Познакомимся с этими машинами ближе. Мотовелосипед и все модели легких мопедов имеют двигатель Д-5 Ленинградского машиностроительного завода «Красный Октябрь» мощностью 1,2 л.с. и развивают скорость до 35 км/час. Различаются они оформлением и небольшими конструктивными особенностями. Они просты по устройству, неприхотливы в эксплуатации и удобны в хранении. Владельцам мотовелосипедов и легких мопедов не требуется удостоверение на право вождения, их не нужно ежегодно предъявлять на техосмотр в ГАИ, и, что удобно, ими может без доверенности пользоваться любой член семьи. Однако мы хотим предостеречь от легкомыслия в обращении с машиной, которая предоставляет ее владельцу такие «льготы». Они отнюдь не освобождают его от серьезного изучения правил движения, от постоянного наблюдения за состоянием машины. Советуем не спешить с выездом на оживленные городские улицы. Там придется трудно, и вы подвергнете себя опасности, если до этого не освоите как следует машину, не приобретете прочных навыков вождения.

Юношам и девушкам эти машины помогут накопить опыт в обращении с техникой, отточить приемы вождения и, может быть, приобщат к спорту. Предназначенные для поездок на сравнительно небольшие расстояния (на работу, на прогулку, рыбалку, охоту, в школу, на рынок), доступные по цене, легкие мопеды и мотовелосипеды завоевывают все большую популярность не только у молодежи, но и у людей в возрасте.

На какой же из машин остановить выбор, если цена их почти одинакова?

Наиболее прост по конструкции мотовелосипед Пензенского велосипедного завода, похожий на обычный велосипед. У него нет задней подвески, поэтому он самый «жесткий»; тормозная втулка заднего колеса — велосипедного типа, срабатывает при нажиме педали назад, передняя вилка — рычажная, тормоз переднего колеса — колодочный, бензиновый бак емкостью 2,0 л позволяет проехать без заправки до 100—120 км.

 

Ваш первый мотор
Легкий мопед «Рига-5»
 

Любителям более длительных поездок можно порекомендовать легкий мопед современной формы «Рига-5» (верхнее фото) завода «Саркана Звайгзне». В отличие от мотовелосипеда 16-ВМ он снабжен телескопической передней вилкой, у него более мощные колодочные тормоза на передние и задние колеса, усиленные спицы колес. Запас топлива позволяет проехать без заправки до 400 км.

Подобен рижскому легкий мопед МП-045 Львовского мотозавода, современный как по формам, так и по конструктивным решениям. В нем учтены пожелания владельцев прежних моделей. Мягкость посадки обеспечивается передней телескопической вилкой и задней маятниковой подвеской в сочетании с мягким седлом из латекса. Водителя не утомляют ни большие расстояния, ни езда по проселочным дорогам. Он может спокойно удаляться от дома, зная, что запасом топлива обеспечен на 400—450 км.

А вот на нижнем фото — машина, похожая на микромотоцикл. Только педали напоминают, что перед вами не мотоцикл, а мопед.

 

Ваш первый мотор
Мопед МП-046

 

Элегантные «Рига-4» и МП-046 снабжены двигателями, Ш-51 (Ш-52) мощностью 2—2,2 л. с., двухступенчатой коробкой передач (которые переключаются левой рукояткой руля), телескопической передней вилкой, задней маятниковой подвеской, достаточно сильными тормозами обоих колес. Своеобразие в оформлении каждой машины привлекает покупателей. Тем, кто собирается ездить преимущественно по хорошим дорогам с твердым покрытием, можно рекомендовать «Ригу-4»; у нее меньше колеса (размер шин 2,5Х16). Для проселочных и лесных дорог больше подходит мопед МП-043 или МП-046 Львовского мотозавода. Они устойчивее на таких дорогах благодаря большим по диаметру колесам (размер шин 2,25Х9). Мопеды рассчитаны на одного человека и снабжены легким багажником для небольшого груза.

А что же выбрать любителям туризма, спортсменам? Им пока можно рекомендовать те же мопеды «Рига-4» и МП-046. Говорим пока, потому что заводы готовят им особые подарки и работают сейчас над различными модификациями (на базе серийных) мопедов типа «Спорт» и «Турист». Конструкторы стремятся придать этим машинам высокую проходимость, руководствуясь девизом «где пройдет человек, там пройдет мопед».

Многих читателей журнала беспокоят вопросы, как правильно эксплуатировать мопеды и каково положение с запасными частями, так как любая машина не вечна.

Вполне понятные заботы. Мопед, как и всякая машина, требует квалифицированного технического обслуживания. И начинающему водителю надо уделить своему двухколесному другу самое большое внимание с первых же дней. Было принято в расчет, что у владельцев мопедов, как правило, мало технического опыта, и в помощь им в областных центрах созданы гарантийные пункты обслуживания мопедов. Так, рижский мотозавод «Саркана «Звайгзне» имеет 42 таких пункта, львовский — 56. Очевидно, в дальнейшем они будут обслуживать и те и другие машины и, таким образом, общее количество пунктов возрастет. Решается вопрос о полном обеспечении запасными частями всего парка мопедов, как это уже сделано в отношении велосипедов. По-видимому, в ближайшие два-три года спрос на запасные части будет удовлетворяться полностью.

Ну, а тех, кто хочет и способен ездить побыстрее, кто собирается в дальнее путешествие, удовлетворит мотоцикл Минского мотовелозавода М-105. На этой легкой и сравнительно мощной машине, если позволяют возраст и здоровье, можно посетить Кавказ, Крым, Прибалтику, Закарпатье, Сибирь, Среднюю Азию. Двигатель рабочим объемом 125 см3 и мощностью 7—7,5 л. с. обеспечит скорость до 90—95 км/час по дорогам с твердым покрытием, а удобное седло рассчитано на двоих. Летом на дорогах можно увидеть запыленные мотоциклы М-105, только что прошедшие 4—5 тысяч километров, и гордо сидящих водителей с загорелыми счастливыми лицами. Сразу видно, что машина им доставила много радости в большом путешествии.

Для любителей соревнований минчане готовят новый, более скоростной мотоцикл на базе М-105. У модели «Спорт» будет более мощный, форсированный высокооборотный двигатель. Это как раз то, что нужно для овладения первой ступенью мастерства и массовых молодежных соревнований в районах, областях, краях. Многоступенчатая коробка передач обеспечивает нормальную работу двигателя на различных дорогах и в условиях бездорожья. Эта машина скоро поступит в продажу.

В заключение хочется пожелать будущим владельцам мопедов и мотоциклов счастливого пути.

 

А. АБРОСИМОВ, инженер.

 

Для сведения приводим цены:

Мотовелосипед 16-ВМ — 120 руб.
Мопед МП-046 — 190 руб.
Легкий мопед МП-045 — 130 руб.
Мопед «Рига-4» — 197 руб.
Легкий мопед «Рига-5» — 130 руб.
Мотоцикл М-105 — 350 руб.

 

 

«За рулем», 07/1969

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *