Мотоциклетная пятилетка

На основе роста экономики и повышения эффективности общественного производства обеспечить более полное удовлетворение возрастающих материальных и духовных потребностей народа… В этих целях предусмотреть: … более полное удовлетворение спроса населения на товары народного потребления…

Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР не 1976 — 1980 годы».

 

 

Если проанализировать структуру спроса населения за последние пятилетки на различные товары и удовлетворение этого спроса, отчетливо будет виден рост обеспеченности советских людей так называемыми предметами длительного пользования, различными бытовыми приборами и машинами. Одним из предметов массового пользования стал мотоцикл. Владельцев двухколесных машин у нас сейчас примерно 10 миллионов. Это самое распространенное личное средство транспорта. Не случайно в каждом сообщении ЦСУ о выполнении народнохозяйственного плана фигурируют мотоциклы и мотороллеры. За один только предыдущий год было выпущено 1029 тысяч мотоциклов и мотороллеров и около 700 тысяч мопедов.

И естественно, многих наших читателей интересует, как будет развиваться мотоциклостроение в новой пятилетке. Об этом рассказал нашему корреспонденту Б. Синельникову начальник Всесоюзного промышленного объединения по производству мотоциклов и велосипедов Г. И. САМСОНОВ.

 

— Геннадий Иванович, расскажите, пожалуйста, о перспективах отечественного мотоциклостроения в десятой пятилетке.

— Труженики нашей отрасли, следуя девизу десятой пятилетки «Эффективность и качество», стремятся увеличить выпуск более совершенных по своим техническим и эксплуатационным характеристикам машин с возможно меньшими затратами. Для решения этой задачи предстоит многое сделать. Надо не только разработать соответствующие времени конструкции, но и, что самое трудное, запустить их в производство. А для этого в нынешних условиях, говоря словами «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы», требуется ускорить «реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий на основе использования новейших достижений науки и техники».

Большинство предприятий мотоциклетной промышленности были пущены в послевоенные годы, их цехи перегружены, не приспособлены для нового, более сложного оборудования, поэтому реконструкция здесь включает и расширение производственных площадей. Только таким путем можно создать необходимые условия для изготовления машин высокого качества и увеличения выпуска.

 

 

— Какие же рубежи по общему выпуску намечены на 1980 год?

— Планируется довести годовое производство мотоциклов и мотороллеров к концу пятилетки до 1200 тысяч, а мопедов до 750 тысяч.

 

— Удовлетворит ли это спрос?

— На легкие и средние мотоциклы, пожалуй, да. А вот тяжелых и средних с коляской («ИЖ—Юпитер») будет все же недостаточно.

 

— Казалось бы, резкий рост выпуска легковых автомобилей, характерный для последних лет, должен снизить дефицит мотоциклов с коляской. Однако этого пока не происходит. Чем вы объясните такое положение?

— Легковой автомобиль, конечно, наступает на позиции мотоцикла, как более удобный и всесезонный вид транспорта, особенно для поездок на большие расстояния. Но не следует забывать, что страна наша огромна, что не везде еще, особенно в сельской местности, проложены хорошие дороги. Именно там мотоцикл вообще, а с коляской в особенности, сегодня незаменим как личный транспорт, как важное подспорье в жизни сельского труженика. Полагаю, что еще много лет тяжелый мотоцикл с коляской, способный двигаться по грунтовым дорогам и даже бездорожью, будет пользоваться повышенным спросом у жителей деревни. К тому же он проще по устройству, а следовательно, дешевле в эксплуатации и ремонте — тоже немаловажное обстоятельство для сельского потребителя. Надо ведь учесть, что владельцы мотоциклов гораздо чаще, чем автомобилисты, ремонтируют машину сами.

Если же говорить о мопедах, легких и средних мотоциклах, то они, как и ныне, будут использоваться для коротких деловых поездок, отдыха и спорта. Это их сфера, и здесь они не испытывают конкуренции.

 

 

— Геннадий Иванович, не могли бы вы кратко охарактеризовать типаж мотоциклетной техники на эту пятилетку.

— Наша промышленность выпускает машины всех основных классов и типов, удовлетворяя практически запросы большинства мотолюбителей.

 

 

Легкие мопеды «Рига» с двигателем рабочим объемом 45 см3 (выпускает рижский завод «Саркана Звайгзне») мопеды «Рига» и «Верховина» с двигателем рабочим объемом 49,8 см3 (их изготовляют рижский и львовский заводы). Кроме того, в Пензе производят мотовелосипеды с тем же двигателем, которым снабжены легкие мопеды. Как видите, ассортимент довольно широк, и у покупателя есть возможность выбрать машину, наиболее полно отвечающую его требованиям.

 

— Известно, что мы экспортируем двухколесные машины. Какие из них пользуются наибольшим спросом за рубежом?

— Основную долю нашего экспорта составляют мопеды. Их охотно покупают в социалистических и развивающихся странах. Мотоциклы же, рассчитанные на трудные дорожные условия и потому обладающие специфическими качествами, предназначены главным образом для внутреннего рынка. Японские модели, например, заполонившие мировой мотоциклетный рынок, отличаются высокой скоростью и приемистостью, зачастую чрезмерным избытком мощности. Их двигатели, работающие на высокооктановом бензине, развивают весьма большие обороты, что заставляет применять пяти-, а то и шестиступенчатые коробки передач. Одним словом, они рассчитаны только на дороги с усовершенствованным покрытием и служат скорее не для транспортных целей, а для отдыха и развлечений. Поэтому мы и не стремимся получить технические характеристики, равные тем, что у японских машин. Они в наших условиях не нужны. Но вот в чем действительно нам надо подтянуться, так это в отделке, архитектуре, конструктивных решениях некоторых узлов.

В первую очередь это касается дисковых тормозов, раздельной смазки в двухтактных двигателях и литых колес. Наши заводы и ВНИИмотопром ведут разработки по этим узлам. В Ирбите на гоночных мотоциклах уже применяют дисковые тормоза, а ижевцы снабдили модель «Планета-спорт» раздельной системой смазки с насосом оригинальной конструкции. Когда эти узлы докажут свою жизнеспособность, мы будем внедрять их на других машинах.

 

 

— Геннадий Иванович, случается, наши читатели жалуются на то, что качество изготовления купленных ими машин оставляет желать лучшего, особенно это относится к окраске и приборам электрооборудования. Что предпринимается в этом направлении?

— Все заводы отрасли сделали немало, чтобы улучшить качество машин. И все же, надо признать, нас не всегда удовлетворяет их продукция. Особенно подводят смежники. Не раз по этому вопросу выступала пресса, в том числе и ваш журнал, но, к сожалению, положение меняется слишком медленно. По прежнему у нас претензии к некоторым карбюраторам, генераторам и резино-техническим изделиям. Надеемся, что в новой пятилетке они будут заменены более совершенными.

Что же касается качества изготовления самих мотоциклов, то мы очень рассчитываем на новое оборудование, которое позволит резко улучшить покрытие деталей и общую окраску машин.

 

 

— Наших читателей всегда интересуют новые модели машин, которые готовятся к производству. Не можете ли вы рассказать о них?

— Интерес читателей понятен, но мы не можем удовлетворить его до определенного времени, то есть до начала выпуска. Преждевременная информация часто превращается в дезинформацию. Пока новая машина доходит до конвейера, она претерпевает значительные изменения, которые порой вносят серьезные коррективы в сообщенные ранее сведения. А это нередко приводит к недоразумениям, поскольку покупатель представлял себе машину иной.

Плохую услугу читателям оказывают некоторые органы информации, спеша сообщить полученные неофициальным путем данные о новых машинах, которые к тому же часто грешат ошибками. Так что давайте подождем, пока появятся на свет новые ИЖи, «Восход», «Рига». Наши специалисты своевременно расскажут о них читателям журнала.

 

— Благодарим вас. Мотолюбители с нетерпением ждут новых машин. И конечно же, хотели бы знать, когда они появятся.

— Уже в этом году поклонники легких машин смогут приобрести новый легкий мопед «Рига—11», который отличается от предшественника («Рига—7») в основном более привлекательным внешним видом.

 

 

«За рулем», 07/1976

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *