Мопедам — дорогу в спорт!
В этом году рижские любители мотоспорта, посетившие соревнования на первенство Латвии по шоссейно-кольцевым гонкам, впервые познакомились с новым классом машин — мопедами (рабочий объем двигателя — 50 см3). Знакомство это оказалось приятным. На трассе можно было видеть напряженную борьбу равных по силе соперников. Так же, как и в других классах, гонщикам приходилось применять здесь самый разнообразный арсенал приемов ведения гонки. Скорости на отдельных участках приближались к 70 км/час и в среднем составляли 60 км/час. Победитель определился лишь в самом конце заезда. Словом, по накалу борьбы состязания на мопедах не уступали обычным мотогонкам на кольце.
Дебют микролитражных мотоциклов убедительно показал, что мопед может занять достойное место в ряду спортивных машин, предназначенных для шоссейно-кольцевых гонок. Двигатель его надежен, имеет резервы для дальнейшей форсировки, а ходовая часть после частичной переделки способна выдерживать динамические нагрузки в
процессе гонки.
Но, пожалуй, самый важный и обнадеживающий итог этих соревнований состоит в том, что они открыли новый резерв роста массовости рядов спортсменов в таком увлекательном виде мотоспорта, каким являются шоссейно-кольцевые гонки.
В рижском Межапарке было разыграно первенство Латвии в шоссейно-кольцевых гонках на мопедах. На снимке момент соревнования. Впереди — Г. Приеде (№ 95). завоевавший звание чемпиона республики. Фото А. Крастиньша.
Сейчас имеются большие возможности для организации многочисленных соревнований на мопедах. В ближайшие годы выпуск их возрастет до 200 тысяч штук в год. Невысокая стоимость, простота управления, несложность переделки для спортивных целей — все это позволяет вывести на старты состязаний новые тысячи спортсменов.
На заводе «Саркана Звайгзне», выпускающем мопеды «Рига», под руководством начальника лаборатории дорожных и стендовых испытаний Х. Голдшмита началась разработка конструкции мопеда «Спорт». Но предстоит еще многое сделать. В эту работу должен включиться коллектив Шяуляйского мотовелозавода, изготовляющий двигатель Ш-50 для мопедов. Большую помощь может оказать и ЦКЭБ мотоциклостроения.
Наряду с этим имеются еще и другие проблемы. Кроме досаафовцев «Саркана Звайгзне», никто ни в Латвии, ни в других республиках не готовится к соревнованиям на мопедах. Между тем клубы и первичные организации ДОСААФ могут уже сейчас начать популяризацию новых соревнований.
В существующей спортивной классификации класс мотоциклов 50 см3 отсутствует, следовательно, спортсмены, участвующие в гонках на мопедах, не имеют возможности выполнить нормативы и получить спортивные разряды.
Думается, что Федерация мотоспорта внесет дополнения в классификацию, узаконит новую кубатуру с тем, чтобы уже в будущем году у нас появились первые чемпионы страны в классе самых легких машин — мопедов.
Г. ПРИЕДЕ,
конструктор завода «Саркана Звайгзне», чемпион Латвии по шоссейно-кольцевым гонкам в классе 50 см3.
«За рулем», 09/62