«Бабетта» из Словакии
Большой популярностью пользуется продукция чехословацкой мотоциклетной промышленности, значительную долю которой составляют выпускаемые предприятием «Поважске Строярне» мотороллеры «Манет-100» и «Татран-125», мотоциклы «Ява-50» и «Ява-90» разных модификаций.
В прошлом году завод отметил свою сороковую годовщину выпуском миллионной машины и началом производства нового мопеда «Бабетта». Это подарок женщинам, пожилым людям и совсем юным — тем, кто отдает предпочтение легким неприхотливым машинам.
Создавая мопед, который стоял бы на уровне лучших мировых образцов, мы добивались простоты конструкции, требующей минимального обслуживания и ухода, легкости управления, надежности и, конечно, привлекательного внешнего вида. На заводе были разработаны оригинальные конструкции нескольких основных узлов.
Известно, что включение нужных передач и манипуляции с муфтой сцепления — самое трудное при управлении мопедом. На «Бабетте» водитель освобожден от этого — сцепление работает автоматически благодаря центробежной муфте, а передача всего одна. Чтобы поехать, достаточно пустить двигатель, прокрутив педали на месте или на ходу (как на велосипеде), и далее регулировать скорость рукояткой газа и рычагами тормозов, расположенными на руле.
Обычная система зажигания (с кулачком и контактами) требует постоянного внимания и регулировки в процессе эксплуатации. На новом мопеде применена бесконтактная система зажигания на транзисторах с электрически управляемым импульсом, запатентованная в ЧССР и за рубежом. Благодаря отсутствию механических (а стало быть, изнашивающихся) частей заводская регулировка практически не изменяется и система зажигания надежно работает длительное время.
Двухтактный одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения выполнен по классической схеме. Его алюминиевый цилиндр с запрессованной чугунной гильзой расположен горизонтально.
Картер и головка цилиндра также отливаются под давлением из алюминиевого сплава. Крутящий момент от коленчатого вала через автоматическую муфту сцепления и одноступенчатую коробку передач, состоящую из двух пар шестерен, передается роликовой цепью на заднее колесо. Для уменьшения шума двигатель снабжен эффективными глушителями впуска и выпуска.
Форма рамы открытого типа, сваренной из стальных труб круглого сечения, удобна для посадки водителя. Телескопическая передняя вилка снабжена амортизаторами с ходом поршня 60 мм. 3аднее колесо жестко связано с рамой, зато седло имеет хорошую пружинную подвеску.
Высоту руля и седла водитель может установить по своему желанию. Топливный бак емкостью 3 л охватывает переднюю трубу рамы.
Колодочные тормоза с барабанами диаметром 85 мм из алюминиевого сплава приводятся рычагами, расположенными на руле. Важным достоинством «Бабетты» является и то, что при отсутствии топлива в баке или неисправности мотора можно продолжать движение, вращая педали, как на велосипеде. В качестве источника тока использован генератор переменного тока напряжением 6 в и мощностью 31 вт. Кроме системы зажигания, он обслуживает звуковой сигнал, лампы фары и заднего фонаря.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Рабочий объем двигателя, см3 — 49; Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 39 х 41; Степень сжатия — 7; Мощность, л. с. при об/мин — 1.5-4500; Максимальная скорость, км/час — 40; Размер шин, дюймы — 2 х 23; Расход топлива при скорости 27 км/час, л/100 км — 1,6; Нагрузка, кг — 100; Вес, кг — 42.
К, ШИНКОВИЧ, заведующий отделом развития завода «Поважске Строярне».
ЧССР. г. Поважска Быстрица.
«За рулем», 10/70