«Автодизайн-88». Тематическая выставка.

 

«Хорошее изделие создается на базе хорошего проекта, а он рождается только из хорошего дизайна», — это слова Серджио Пининфарины, главы всемирно известной фирмы по художественному конструированию. Они, казалось, витали над экспонатами выставки «Автодизайн-88», которая действовала летом на ВДНХ в Москве. Ее наиболее интересные экспонаты представляет вкладка.

За последнее время, обсуждая пути дальнейшего развития нашего автомобилестроения, мы нередко прибегаем к формулировкам «выйти на мировой уровень», «стать законодателями мировой автомобильной моды». А мировой уровень определяется состоянием технологии, потенциалом многих смежных отраслей промышленности, достижениями прикладной науки и, главное, наличием необходимых финансовых ресурсов. Иными словами — научно-техническими и экономическими возможностями.

Что же касается автомобильной моды, или внешнего художественного оформления машины, то здесь выйти в мировые лидеры проще. Полет творческой мысли, общий высокий уровень технической и художественной культуры, глубокое знание законов
архитектуры в сочетании с инженерной компетенцией — вот основа успеха в дизайне. Его развитие не нуждается в каких-то колоссальных капиталовложениях и создании уникальной технической базы, но непременно требует целенаправленного инженерно-художественного образования. В этом очень важную роль сыграла выставка «Автодизайн-88», организованная Минавтопромом.

Она стала первой в нашей стране представительной экспозицией такого рода, открывшей широкому кругу интересующихся окно в мастерскую, где совершались «художественные таинства». Переходя из зала в зал, мы узнавали, как создается по стадиям, начиная с эскизного проекта, новая модель. Дизайнером может быть только человек, умеющий профессионально, мастерски рисовать — это становилось ясно из знакомства с талантливо выполненными эскизами и масштабными макетами. Более того, с даром рисовальщика, скульптора должны соседствовать знания и навыки конструктора, технолога, работника сбыта и сервиса.

Где искать таких специалистов? Ответ один: их надо растить, воспитывать. И «Автодизайн-88», показав конструкции, обращенные в XXI век, «рассекретив» разработки ближайшего будущего, как бы обратился к молодежи: вот смотрите, думайте, решайте, это интересно, и мы с надеждой взираем на вас.

В одном из залов — удивительные по пластике работы ижевских дизайнеров, например, трехколесный мотороллер, в другом — так называемые концепт-кары, опытные автомобили новых концепций: «Дебют» и «Охта». Это первые образцы, созданные специалистами НАМИ, головного отраслевого НИИ по программе «Автомобиль 2000 года». «Охта» уже экспонировалась в международном женевском автосалоне, была показана на выставке в Чехословакии. Что касается «Дебюта» (НАМИ-0284), то лишь незадолго до открытия «Автодизайна-88» он прошел обязательную процедуру оформления свидетельства на промышленный образец. Этот документ защищает исключительные права создателей машины (в том числе и дизайнеров) на выдвинутые ими оригинальные технические и художественные решения.

Поэтому «за семью замками» находятся на автомобильных заводах дизайнерские отделы, где на выполненных в натуральную величину пластилиновых и гипсовых макетах отрабатываются новые идеи оформления автомобиля. Кстати, один из таких пластилиновых макетов, установленный на разметочной плите с гигантским рейсмусом для снятия размеров, экспонировался на выставке.

Наряду с вариантами архитектурного решения автомобиля в целом на стендах можно было видеть предложения дизайнеров по оформлению интерьера, панелей приборов, колесных дисков. Макет аэродинамической трубы, недавно сооруженной под Дмитровом, и выполненная в натуральную величину модель перспективного автомобиля ВАЗ со следами продувок в трубе рассказывали о том, что труд дизайнера — это поиск не только красоты, но и эффективности.

Эргономические манекены, представленные в экспозиции, открывали посетителям новую область знаний — как сделать машину и красивой, и удобной. А снимки, полученные на полигоне при испытаниях на лобовой удар, добавляли — и безопасной. «Ока» и новый «Москвич», автопоезд МАЗ-64222 и мотоцикл «ИЖ-Марафон», перспективный полуторатонный фургон КиАЗ-3727 и междугородный автобус ЛАЗ-4207 свидетельствовали о том, что уже сегодня у наших дизайнеров есть интересные решения. И очень важно, что на выставке мы узнали, что дизайн «Таврии» разрабатывал И. Гальчинскнй, макет автомобиля ИЖ 2000 года — С. Самохвалов и А. Зорин. Это тоже было для широких кругов автомобилистов откровением, как и первым публичный показ «Дебюта» или вариантов нового оформления передней части кузова ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.

Не побоюсь слова «агитпункт», но именно оно точнее всего отражает суть выставки. Показать максимум возможного, продемонстрировать лучшие работы наших дизайнеров, назвать их, рассказать о разных стадиях создания внешнего облика автомобиля, привлечь, прежде всего молодежь, к профессии дизайнера — такие цели выставка ставила перед собой и она их выполнила.

«Автодизайн-88» продемонстрировал, без сомнения, целый ряд находок. Но вот покидаешь выставку и задаешься вопросом: а что дальше, как будет с их реализацией? Это самостоятельная и весьма серьезная тема, заслуживающая особого обсуждения.

Семьдесят пять лет назад в Петербурге проходила IV Международная автомобильная выставка, где были представлены и кузова ведущих мировых, сегодня мы сказали бы «дизайнерских», фирм. И журнал, оценивая изящество их линий, совершенство отделки, писал: «…на выставке принимали участие такие художники этого дела, как П. Ильин, Келльнер с сыном из Парижа, Бельвалетт, Лабурдетт и другие». Он отмечал экспонаты многих зарубежных кузовных мастеров и указывал, что наряду с ними демонстрировались работы «московских первоклассных фирм, у которых в свою очередь следует поучиться».

«Автодизайн-88» вселил надежду, что подобные свидетельства не только история: они смогут повториться в будущем. Потому что, как бы мы критически ни оценивали свой автомобильный дизайн, всем в душе очень хочется, чтобы он задавал тон мировой автомобильной моде. И организаторы выставки в этом смысле не составили исключения.

 

Автодизайн-88. Тематическая выставка.
Натурный макет трехколесного 50-кубового мотороллера, предложенный дизайнерами объединения «Ижмаш» Б . Аверьяновым и В. Колосовым. Оригинально решены щитки колес, пластмассовые капотные детали. Неразрезная задняя ось качается в поперечной плоскости относительно рамы.

 

Автодизайн-88. Тематическая выставка.
Группа дизайнеров рижского мотозавода «Саркана звайгзне» во главе с В. Клейнбергом представила на выставку оригинальную модификацию мокика «Дельта» с 80-кубовым мотором, четырехступенчатой коробкой передач и и широкопрофильными шинами. Пока это лишь опытный образец.

 

Л. ШУГУРОВ.

 

 

«За рулем», 10/1988

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *