Моторные велосипеды
В прошлом году завод им. Павлова в Рыбинске выпустил несколько сотен моторов для велосипедов. Эти моторы оригинальной конструкции были выполнены удовлетворительно. Основные данные их следующие: мотор — одноцилиндровый, двухтактный, с воздушным охлаждением, подвешивается на переднюю вилку любого велосипеда и с помощью цепи передает движение на переднее колесо. Мощность мотора — около 1,7 л. с. при 4800 об/мин. Цилиндр отлит из специального алюминиевого сплава и внутри имеет запрессованную стальную гильзу, а поршень из легкого сплава и имеет два поршневых кольца. Кривошип монтируется на шариковых подшипниках; шатун — на роликовом ходу. Карбюратор поплавковый из алюминиевого сплава. Зажигание осуществляется с помощью магнето в маховике. Бак для горючего помещен на средней части рамы велосипеда и вмещает 2,1/4 л горючего — эмульсии (смесь бензина с маслом в соотношении 10:1). Мотор имеет редуктор, помещенный в специальный картер. Общий вес мотора — 7,2 кг.
Такие веломоторы продавались по 480 руб. (без велосипеда). В данное время завод, имея другие производственные задания, выпуск этих веломоторов прекратил.
Еще в конце 1936 года одесский завод «Красный Профинтерн» построил опытную партию моторов для велосипеда типа КП-1, устанавливаемых на передней вилке велосипеда с передачей движения на переднее колесо. Этот мотор был испытан в пробеге весной 1937 года по тяжелому маршруту протяжением 1500 км и показал себя с положительной стороны. Некоторые мелкие конструктивные недостатки, выявившиеся в результате пробеговых испытаний, можно было устранить без особых трудностей.
Но после пробега пяти мотовелосипедов дело не двинулось вперед. Затруднения в выпуске маховичного магнето для мотора и нежелание принять на себя организацию производства моторов в широких масштабах на целый год отодвинули окончательное решение вопроса.
Недавно созданный Главмотовелопром Наркоммаша занялся мотовелосипедами вплотную. По приказу Народного комиссариата машиностроения от 10 мая, в текущем году должно быть выпущено 5000 велосипедов с моторами. Для обеспечения этого задания Глававтотрактородетали дано распоряжение развернуть производство веломоторов на заводе «Красный Профинтерн» в Одессе и уже с июля начать подачу Московскому велосипедному заводу совершенно готовых к установке моторов равномерными партиями.
Для обеспечения моторов маховичными магнето и подшипниками качения в приказе даны соответствующие указания Главэлектропрому и Главшарикоподшипнику Наркоммаша.
1. Мотовелосипед с мотором завода «Красный Профинтерн»
Намечаемый к выпуску моторный велосипед изображен на рис. 1. Мотор подвешивается на передней вилке велосипеда и передает движение цепью на переднее колесо. Натяжение цепи производится особым приспособлением в нижней части вилки. Вся силовая группа монтируется на специально усиленной вилке, что несколько неудобно, так как позволяет производить установку мотора только на велосипедах выпуска Московского велозавода.
Колеса на моторном велосипеде ставятся размером под шины 26 Х 2′. Двигатель одноцилиндровый, двухтактный с горизонтально расположенным цилиндром. Мощность мотора — 1,3 л. с. Бак для горючего расположен над цилиндром. Зажигание — от катушки высокого напряжения маховичного магнето, освещение — от осветительной катушки этого магнето (магдинамо) или от велосипедного динамо. Рычаги управления мотором расположены на руле. Как все двухтактные двигатели, работающие на легких топливах, велосипедный мотор работает на эмульсии (смеси масла с бензином) в пропорции 1:10 — 1:16. Бак вмещает 2 л. горючего, рассчитанного на пробег до 80 км. Мотовелосипед может развивать скорость до 35 км/час.
Приказ Наркоммаша и мероприятия, намеченные главком, обеспечат выпуск тысяч мотовелосипедов — этого удобного средства передвижения и спорта. Можно с уверенностью сказать, что уже в конце лета по нашим дорогам побегут сотни моторных велосипедов.
А. МЕДВЕДЕВ
«За рулем», 11/1938