От единиц до сотен тысяч

 

В поисках конструкции

 

В дореволюционной России в 1913 — 14 годах была организована лишь сборка мотоциклов из заграничных деталей на заводе Дукса в Москве и на велосипедном заводе в Риге. На обоих заводах удалось собрать всего около 100 машин.

Первая попытка создать отечественные мотоциклы была предпринята в 1924 году на московском заводе «Авиахим» № 1 группой инженеров во главе с П. Н. Львовым. Разработанная ими конструкция мотоцикла «Союз» имела двойную трубчатую раму, упругую подвеску заднего колеса, коробку передач с постоянным зацеплением шестерен. Но этот мотоцикл не был внедрен в производство.

В 1928 году в г. Ижевске организуется первое в СССР конструкторское бюро по мотоциклостроению. Конструкторы бюро под руководством инженера Н. В. Можарова создали в 1928 — 1929 годах пять опытных образцов советских мотоциклов: ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-З, ИЖ—4 и ИЖ-5. По своей конструкции они являлись в то время передовыми и имели немало оригинальных конструктивных узлов, которые были значительно позже применены в зарубежных конструкциях.

Первые образцы этих мотоциклов из-за отсутствия достаточного опыта изготовления таких машин не были конструктивно доработаны и поэтому не могли быть поставлены на производство.

В 1930 году в Ленинграде организуется конструкторская группа под руководством инженера Порутчикова. Ленинградцы разработали конструкцию мотоцикла Л-300. Опытная партия таких машин была изготовлена в 1930 году. Л-300 — мотоцикл легкого типа, снабженный двухтактным одноцилиндровым двигателем с рабочим объемом 300 см3.

 

Начало серийного производства

 

Серийный выпуск мотоциклов Л-300 начался в 1933 году в Ленинграде на заводе «Красный Октябрь», а мотоциклов ИЖ-7, в основу которых была положена конструкция Л-300, — на Ижевском мотоциклетном заводе с 1934 года.

В 1940 году завод «Красный Октябрь» перешел на изготовление мотоциклов Л-8, на которых устанавливался четырехтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом 350 см3 и мощностью 13,5 л. с. Они развивали максимальную скорость 105 км/час.

На Ижевском заводе стали выпускать мотоциклы ИЖ-8 с теми же параметрами, что и ИЖ-7, но отличавшиеся от него увеличенной мощностью двигателя (8 л. с. вместо 6.5 л. с.).

Несколько позднее был изготовлен мотоцикл ИЖ-9 с двигателем мощностью 9 л. с. и таким же рабочим объемом, как у ИЖ-8. Перед Великой Отечественной войной Ижевский завод подготовил к производству мотоцикл ИЖ-12 с четырехтактным двигателем, имеющим рабочий объем 350 см3 и мощность 13,5 л. с.

На Подольском механическом заводе в 1936 году был организован выпуск мотоциклов ПМЗ А-750 (конструкции НАТИ). На них устанавливался четырехтактный двухцилиндровый V-образный двигатель с рабочим объемом 750 см3 и мощностью 15 л. с. Максимальная скорость мотоцикла составляла 95 км/час, расход топлива — 5,5 л/100 км.

В том же году Таганрогский завод начал изготовление мотоциклов ТИЗ АМ-600. Они снабжались четырехтактным одноцилиндровым двигателем с рабочим объемом 600 см3 и мощностью 16,5 л. с. В двигателе была применена очень интересная «полуциркуляционная» система смазки. Мотоцикл имел параллелограммную переднюю вилку. Максимальная скорость его равнялась 90 км/час.

В 1936 году Подольскому заводу было поручено подготовить производство легких мотоциклов — мотовелосипедов «Стрела». Двигатель «Стрелы» был двухтактный, одноцилиндровый с рабочим объемом 98 см3. Коробка передач и сблокированный с ней двигатель составляли силовой агрегат. Рама и седло применялись велосипедного типа.

С 1941 года заводы стали изготовлять мотоциклы марки М-72. Начало выпуска этого мотоцикла знаменует собой второй этап развития отечественного мотоциклостроения — этап крупносерийного производства.

 

По пути технического прогресса

 

После победоносного завершения Великой Отечественной войны все усилия советских людей были направлены на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства страны. С 1945 года мотоциклетная промышленность переходит на выпуск мотоциклов для широкого рынка. Создаются новые заводы, осваивается производство современных моделей мотоциклов. Конструкции их разрабатывались с таким расчетом, чтобы они могли лучше удовлетворять различные потребности населения страны.

В 1946 году Киевский завод приступил к выпуску мотоциклов К1Б, оборудованных одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объемом до 100 см3 и мощностью 2,3 л. с. Коробка передач изготовлялась в блоке с двигателем, задняя передача осуществлялась цепью. Мотоцикл развивал максимальную скорость 30 км/час.

Московский мотоциклетный завод освоил производство мотоциклов М1А «Москва» с двухтактным двигателем, имевшим рабочий объем 125 см3 и мощностью 4,5 л. с. Такой же мотоцикл под маркой К-125 стал изготовлять Ковровский завод. В это же время на Ижевском заводе начался выпуск мотоцикла ИЖ-350‚ снабженного одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объемом 350 см3 и мощностью 10,5 л. с.

Помимо дорожных мотоциклов, предназначенных для широкого потребления, создаются спортивные и рекордно-гоночные мотоциклы. На этих мотоциклах советские спортсмены установили несколько всесоюзных рекордов скорости.

В послевоенные годы основные параметры отечественных дорожных мотоциклов значительно изменились. Так, литровая мощность мотоциклетных двигателей возросла к 1950 году по сравнению с 1924—1930 годами на 71%, снизился расход топлива, резко улучшились ходовые качества и комфортабельность мотоциклов. Но это были лишь первые шаги на пути технического прогресса. Главные требования к конструкциям мотоциклов заключались в повышении надежности и износостойкости, а также приспособляемости их к различным дорожным условиям.

Основной тенденцией развития зарубежного мотоциклостроения является повышение литровой мощности двигателей и снижение рабочего объема. Развитие советского мотоциклостроения, помимо этого, предусматривает улучшение протекания кривой крутящего момента как одного из факторов, влияющих на эксплуатационные качества мотоциклов. Большое внимание обращается также на повышение износостойкости двигателя. Для этого вводятся высококачественные воздушные и масляные фильтры.

 

На смену устаревшим — новые модели

 

Решения ХХ съезда партии требуют замены устаревших моделей автомобилей, автобусов и двигателей новыми, с более высокими эксплуатационными показателями. Это требование относится и к мотоциклостроению.

После больших экспериментально-исследовательских работ наши заводы приступили к выпуску новых дорожных мотоциклов М1М, К-55, К-175, ИЖ-56, М-52. Осваивается производство дорожных мотоциклов М-53, ИЖ-58, ИЖ-250 и М-31, а также спортивных мотоциклов.

В настоящее время ЦКБ мотоциклостроения спроектировало и изготовило небольшие партии гоночных мотоциклов С-155, С-254, С-354, С-555. В 1957 году они участвовали в спортивных соревнованиях, что дало возможность выявить недостатки конструкции и начать работы по их усовершенствованию. Опыт создания гоночных мотоциклов используется для улучшения конструкций дорожных мотоциклов.

Производство мотоциклов в нашей стране неизмеримо выросло за последние годы и продолжает увеличиваться. В 1960 году должно быть выпущено 395 тыс. мотоциклов с рабочим объемом цилиндров двигателя от 125 до 750 см3. Основными типами будут мотоциклы класса 350—650 см3, что обусловлено дорожными условиями Советского Союза. Резко повысились также технико-эксплуатационные качества мотоциклов. Значительно выросла литровая мощность двигателей. Если в 1950 году литровая мощность двигателей дорожных мотоциклов составляла около 33 л. с./л‚ а гоночных 62 л. с./л‚ то к 1957 году она соответственно поднялась до 52 л. с./л. и до 112 л. с./л.

Наряду с увеличением выпуска и освоением новых моделей мотоциклов у нас ведутся работы по созданию мотороллеров. В настоящее время выпущены небольшие партии мотороллеров «Тула» (Т-200) и «Вятка» (ВП-150). Первый из них имеет двигатель с рабочим объемом 197 см3 и мощностью 8 л. с. Мотороллер развивает максимальную скорость 80 км/час и расходует 3,5 л топлива на 100 км пути. «Вятка» снабжена двигателем мощностью 4,5 л. с. с рабочим объемом 148 см3. Его максимальная скорость — 70 км/час, а расход топлива — 3,2 л на 100 км. На базе этих дорожных мотороллеров созданы грузовые мотороллеры ТГ-200 и ВГ-150 грузоподъемностью до 350 кг. Их выпуск начнется в ближайшее время.

Ведется подготовка к производству нового вида мотоцикла —— мопеда МП-60. Это легкий мотоцикл с педальным приводом, двигатель его имеет рабочий объем 60 см3 и мощность 1.5 л. с. Он развивает максимальную скорость 50 км/час и расходует 1,5 л топлива на 100 км пути.

Мотоциклы получают все большее распространение среди населения нашей страны. Чтобы лучше удовлетворить потребности советских людей в этом виде транспорта, работники мотоциклетной промышленности продолжают трудиться над созданием новых, более совершенных образцов советских мотоциклов.

 

В. РОГОЖИН, начальник и главный конструктор ЦКБ мотоциклостроения.

 

«За рулем», 11/57 (с сокращениями)

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *