Мотоциклы ближайших лет

 

Год от года повышается уровень жизни советских людей. Свидетельство тому — быстро растущий спрос на самые разнообразные товары. Среди них — продукция мотозаводов. Одно только сравнение: мотоциклов и мотороллеров в 1953 году было продано населению 134 тысячи, а в 1963-м — 632 тысячи — говорит о многом.

В настоящее время Советский Союз занимает второе место в мире по производству мотоциклов. Большая часть машин, выпускаемых нашей промышленностью, отвечает всем современным техническим требованиям, Они не только не уступают, но зачастую превосходят зарубежные мотоциклы по прочности и надежности.

В последние годы много сделано для улучшения динамических качеств наших мотоциклов, И вот результат: на 10—15 процентов увеличились мощность двигателей и скорость. Значительно расширен типаж. Теперь у мотолюбителей есть возможность выбрать машину по своим нуждам и вкусу.

Но потребности будут расти все быстрее, спрос мотолюбителей будет все строже. Мы, мотоциклостроители, хорошо понимаем это.

В настоящее время разработан конкретный план конструкторско-экспериментальных работ по повышению технического уровня мотоциклов, мотороллеров и мопедов. Читателям, конечно, небезынтересны будут параметры моделей, которые появятся в течение ближайших лет (см. таблицу 1).

 

Мотоциклы ближайших лет

 

Основное внимание конструкторы уделяют совершенствованию двигателя, и прежде всего повышению крутящего момента, мощности и улучшению экономичности (при незначительном увеличении числа оборотов). Улучшается продувка двухтактных двигателей, а все четырехтактные переводятся на верхнеклапанное газораспределение. Это обеспечит лучшее наполнение двигателя и использование топливного заряда.

Важнейшая проблема мотоциклостроения — повышение долговечности двигателя, У новых моделей скорость поршня будет меньше. Намечается шире применять алюминиевые цилиндры с хромированным зеркалом, улучшить систему смазки, усовершенствовать воздухоочистители, Все это вместе с повышением качества деталей и агрегатов позволит увеличить пробег машин без капитального ремонта в среднем вдвое. А если учесть, что мотоциклы, находящиеся в личном пользовании, эксплуатируются, как правило, только в определенное время года, то можно считать, что срок службы новых моделей составит 8—10 лет. Более подробные данные приведены в таблице 2.

 

Мотоциклы ближайших лет

 

Вторая проблема — повышение комфортабельности мотоцикла, Речь прежде всего идет о плавности хода.

Что делается в этой области? Разрабатываются оптимальные конструкции передних и задних подвесок. Имеется в виду также повышение удобства управления мотоциклом, его обслуживания.

Проектируя новые модели машин, конструкторы учитывают условия их эксплуатации, определяемые географическими, климатическими и дорожными особенностями. А надо сказать, что на огромной территории нашей страны они весьма разнообразны. При этом мы, естественно, учитываем спрос. Так, например, особенным успехом у нас пользуются мотоциклы с колясками, тогда как во многих странах наиболее распространены мотовелосипеды.

Немаловажное значение для удобства эксплуатации и ремонта машин имеет унификация их узлов и деталей. Работа в этом направлении продолжается.

Теперь о конкретных моделях.

 

 

Рижский завод разрабатывает конструкцию мопеда «Рига-6», который придет на смену «Риге-1» и «Риге-3». У него будут более мощный двигатель и трехступенчатая коробка передач, Значительно изменятся и внешние формы мопеда. Ориентировочно первая партия должна быть изготовлена в 1966 году.

 

Мотоциклы ближайших лет
В разработке новых моделей участвуют не только конструкторы, но и художники.

 

Не нашедшие большого спроса мотовелосипеды «Гауя» должны быть сняты с производства. В дальнейшем прекратит производство мотовелосипедов и Львовский завод. Он также перейдет на выпуск мопедов.

Перспективный план не ограничивается стандартными дорожными машинами, Он предусматривает также создание на их базе специальных (в том числе спортивных) моделей и уникальных экземпляров. Представление об основных параметрах специальных машин дают сведения, приведенные в таблице 3.

 

Мотоциклы ближайших лет

 

Несколько слов об уникальных гоночных мотоциклах. Решено выпускать их с двигателями рабочим объемом 50, 125, 250, 350 и 500 см3. Опыт создания такого типа машин у нас уже есть. За последние годы ЦКЭБ мотоциклостроения было подготовлено несколько моделей гоночных мотоциклов. Высокую оценку получили машины класса 350 см3. Они полностью отвечают современным техническим требованиям и превосходят многие лучшие зарубежные образцы. Это особенно отрадно, если учесть, что достигнутые на гоночных машинах результаты служат критерием оценки технического уровня мотоциклетной промышленности. Ведь конструкции спортивных и гоночных машин оказывают существенное влияние на дорожные мотоциклы. Многие усовершенствования, проверенные на соревнованиях, затем успешно внедряются в серийное производство.

Планами ЦКЭБ и заводов намечен выпуск специальных спортивных мотоциклов для кросса, для гаревых, ледяных, шоссейно-кольцевых гонок и многодневных соревнований. Думаем, что это сообщение будет с удовлетворением встречено мотоспортсменами.

Серьезная работа предстоит по улучшению внешнего вида наших мотоциклов, мотороллеров и мопедов. По этому показателю они еще уступают японским, чехословацким, английским, французским, итальянским машинам. Что касается внешних форм, то сотрудничество конструкторов со специалистами технической эстетики должно благотворно сказаться уже на моделях ближайшего будущего. Но мотоциклостроителей подводят пока смежники, поставляющие лаки и резино-технические изделия плохого качества.

Создание новых машин, постоянное совершенствование их конструкции, улучшение качества требуют расширения экспериментальной и технической базы заводов. Все эти мероприятия также предусматриваются перспективным планом.

«Советское — значит лучшее» — этими словами, рожденными в дни, когда страна готовилась к XXII съезду партии, руководствуются советские мотоциклостроители.

 

В. РОГОЖИН, начальник и главный конструктор ЦКЭБ мотоциклостроения.
г. Серпухов.

 

«За рулем», 11/1964 (с сокращениями)

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *