Дадим стране 10000 мотоциклов

 

Постановлением 2-й сессии ЦИК СССР о народно-хозяйственном плане на 1936 г. установлен выпуск в текущем году 10 тыс. мотоциклов. Это постановление является новым этапом в развитии нашего мотоциклостроения, находившегося до сих пор в зачаточном состоянии.

Наркомтяжпром всесторонне разработал вопрос об организации широкого производства мотоциклов. Выбраны заводы. проработаны конструкции и типы машин, и, наконец, организован так называемый «смежник», т. е. заводы, вырабатывающие различные приборы и принадлежности для мотоциклов. Вся эта работа была проведена в срочном порядке, и в настоящее время программа уже реализуется.

Мощные двухцилиндровые машины с рабочим об’емом цилиндров 750 см3 выпускает Подольский механический завод. В этом году он должен дать 2 тыс. таких машин. Мотоцикл этого завода может ходить со скоростью до 110 км/час и легко везет прицепную пассажирскую коляску. Машина имеет красивую форму, удобна в управлении и устойчива на ходу. Зажигание — батарейное, колеса с безбортовыми покрышками, передача движения осуществляется цепью.

Кроме этой модели, Подольский завод предполагает выпустить некоторое количество сверхлегких мотоциклов «Стрела» с одноцилиндровым двухтактным мотором об’емом в 100 см3.

Завод им. Сталина в Таганроге выпускает быстроходные одноцилиндровые машины с четырехтактным мотором об’мом 600 см3. Эти машины, развивая до 18 л. с.‚ могут дать скорость до 100 км/час и легко везут коляску. Заводу поручено выпустить в текущем году 2 тыс. этих машин.

Такие же машины начнет выпускать в конце этого года и завод «Красный Октябрь» в Ленинграде. До этого он будет продолжать выпуск освоенной им двухтактной машины «Л-300»‚ дающей мощность до 7 л. с и скорость до 85 км/час. Эта машина принадлежит к типу легких мотоциклов и с коляской ходить не может. Завод хорошо освоил их производство и выпускает до 4000 шт. в текущем году. После освоения машины в 600 см3 мотоцикл «Л-300» будет с производства снят.

Ижевский мотоциклетный завод освоил и выпускает двухтактную машину с одноцилиндровым мотором в 300 см3 типа «Иж-7».

Машина «Иж-7» развивает 85 км/час, имеет удобную посадку, хорошо «держит» дорогу, легко берет под’емы и является типом машины для туризма и спорта. Заводу дано задание выпустить в текущем году 2000 таких машин.

Во втором полугодии Ижевский завод начнет строить более сильную модель — «Иж-8» с мотором в 350 см3‚ имеющим бездефлекторный поршень и усиленную продувку. Этот мотор в 11 л. с. позволит вести легкую коляску в условиях городской езды.

Надо отметить также удачный опыт ленинградского завода местной промышленности «Промет», выпускающего пожарные мотоциклы, специально приспособленные для использования в сельских местностях. Имея мощный двухцилиндровый мотор, смонтированный на прочной штампованной раме, пожарный мотоцикл легко везет коляску, в которой установлен пожарный насос, приводимый в движение специальным карданным валом от коробки передач. Мотор мотоцикла имеет водяное охлаждение и может работать на стоянке без перегрева, приводя в движение насос. Высота подачи водяной струи достигает 30 м.

Для выполнения такой сравнительно большой программы выпуска мотоциклов понадобилось срочно организовать ряд смежных производств.

Надо было освоить и начать производство трех видов электрооборудования, которое до последнего времени у нас не производилось. Для мощных мотоциклов выпускается батарейное зажигание; динамомашину, бобину с прерывателем, реле и выключатель взялся выпускать Электрокомбинат на заводе электромашиностроения. Эту задачу он выполнил успешно, мы уже имеем хорошее батарейное зажигание для мотоциклов. Тот же завод спроектировал магнето-динамо для мотоцикла в 600 см3.

Для «Л-300» и «Иж-7» маховичное магнето строят сами мотоциклетные заводы, а для маленькой «Стрелы» его пришлось проектировать и осваивать на заводе электромашиностроения. Таким образом, к концу первого полугодия мы будем обеспечены электрооборудованием.

Несколько труднее с производством карбюраторов. Пришлось осваивать 3 типа. Мотоцикл в 750 см3 работает с карбюратором типа Шеблер-де-Люкс‚ машина в 600 смЗ — с карбюратором типа «Амал» и на тот же карбюратор переходят «Иж-7» и «Л-300». Для «Стрелы» пришлось проектировать специальный маленький карбюратор. Пока Ленинградский карбюраторный завод, которому поручено это дело, не справляется со своей задачей и это сильно тормозит производство мотоциклов.

Всесоюзный аккумуляторный трест на своем Саратовском заводе начнет выпускать в 1937 г. специальные портативные батареи. Этот вопрос приобретает исключительно важное значение, если учесть условия работы батареи, установленной на мотоцикле.

Трудно также наладить производство ободов, спиц и нипелей. Прокатно—загибочных станков для производства ободов у нас в Союзе мало. Этот вопрос улажен лишь временно.

Амперметры, электросигналы, электрические лампочки заводы мотоциклостроения получают от смежников автостроения из серии производимой ими продукция. Здесь никаких затруднений нет.

Главное управление автотракторной промышленности на своем заводе в г. Киржаче проектирует мотоциклетные фары и задние фонари, а пока на машине 600 см3 удачно установлена фара автомобиля ГАЗ.

Трудности периода освоения уже позади. Опираясь на стахановское движение, наши заводы несомненно выполнят задание правительства и выпустят в текущем году 10 тыс. мотоциклов.

 

А. П. МЕДВЕДЕВ.

 

«За рулем», 12/36

Комментарии

  • Ромм:

    Супер ! Я много читал про то, как налаживался мотопром, но здесь — ссылки на конкретные иностранные прототипы комплектующих, что позволяет понять логику развития отечественного мотопрома !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *