Советский мопед

 

На рижском велозаводе «Саркана звайгзне» («Красная звезда») разработана конструкция отечественного мопеда, серийное производство которого должно быть начато в 1961 году.

Мопед «Рига-1» — это небольшая комфортабельная машина индивидуального пользования. На нем установлен двухтактный одноцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения (рис 1), работающий на смеси масла с бензином (в пропорции 1:25) и имеющий зажигание от маховичного магдино.

Емкость топливного бака мопеда – 6 литров‚ что дает возможность совершать длительные поездки без дозаправки в пути. Двигатель снабжен декомпрессором и глушителем, снижающим шум до стандартных норм.

Коробка скоростей встроена в картер двигателя и имеет две передачи. Переключение передач производится поворотом левой ручки руля.

Коробка скоростей имеет педальный привод для заводки двигателя и торможения задним тормозом.

Передача крутящего момента на колесо осуществляется цепью. Передаточное отношение 3,07 обеспечивает достаточную скорость на хороших дорогах и высокую проходимость в плохих дорожных условиях.

Рама мопеда имеет трубчатую конструкцию (рис. 2) и состоит из основной, несущей, трубы 1, к которой приварена труба рулевой колонки 2, с запрессованными в нее конусами упорных шарикоподшипников 3. Рама имеет угольник – усилитель 4, который одновременно служит опорой топливного бака, и ограничитель угла поворота передней вилки. Рациональное распределение угла давления в конусах обеспечивает надежную работу рулевой колонки. После испытательного пробега, несмотря на тяжелые дорожные условия, шарикоподшипники не имели дефектов.

C задней стороны к основной трубе приварена штампованная коробка рамы 5, на которой крепится труба вилки заднего колеса, ось задних амортизаторов и кронштейн глушителя. Внутренняя полость коробки используется как инструментальный ящик и закрывается крышкой 6.

На средней части трубы приваривается передний кронштейн крепления двигателя и его щитки, а также ручка для удобства переноса мопеда.

К коробке рамы с задней ее части крепится болтами грязевой щиток заднего колеса и передний кронштейн багажника. Багажник снабжен пружинным прижимом и специальной скобой, предназначенной для удлинения багажника при перевозке груза увеличенных габаритов. Шины имеют размер 23”x2‚25”.

На мопеде «Рига-1» установлены тормоза колодочного типа. Тормозной путь при скорости движения 30 км/час, замеренный после 10000 км испытательного пробега мопедов, составляет для заднего тормоза 8,5 м, для переднего — 7 м, а при действии одновременно обоих тормозов — 5 м.

Управление передним тормозом – ручное, рычаг его находится на правой стороне руля. Торможение задним тормозом производится поворотом педалей, как у велосипеда. Тормозные колодки и привод к ним расположены внутри втулки колеса и защищены от попадании пыли и грязи крышкой, что
в значительной степени предотвращает их износ.

Комфортабельность мопеда и возможность ездить по любым дорогам во многом зависит от подрессоривания передних и задних колес. В «Риге-1» передняя вилка телескопического типа (рис. 3), обеспечивающая большой ход колеса и достаточную мягкость подвески. Она состоит из двух телескопов с цилиндрическими винтовыми пружинами 1. Нижние подвижные трубы телескопов 2 перемещаются при подъеме колеса по оси в сменных капроновых втулках 3, запрессованных в верхние трубы 4.Износ капроновых втулок совершенно незначителен. Верхние трубы связаны между собой верхним и нижним мостиками. Они могут поворачиваться вокруг оси рулевой колонки на стержне 5 посредством руля, закрепленного на концах верхних труб. Задняя вилка (рис. 4) – рычажного типа, снабжена двумя пружинными амортизаторами, по одному с каждой стороны, Маятник вилки – трубчатого сечения, закрепляется на коробке рамы и качается в капроновых втулках,

Амортизатор задней подвески крепится к вилке и раме на резиновых втулках и состоит из цилиндрической винтовой пружины 1, верхней и нижней головок 2 и 3, стального штока 4, который залит в верхнюю головку и перемещается при сжатии амортизатора по капроновой втулке, запрессованной в основании пружины 5. Верхняя и нижняя головки амортизатора и основание пружины — литые из алюминиевого сплава. Резиновый буфер 6, работающий при максимальном сжатии амортизатора, предохраняет от жестких ударов при резком подъеме заднего колеса. Верхний и нижний чехлы защищают трущиеся поверхности от попадания пыли и грязи.

Седло мопеда представляет собой подушку из микропористой резины, наклеенную на стальной каркас и подрессоренную центральной винтовой пружиной. Седло регулируется как по высоте, так и по углу наклона.

Мопед оборудован фарой с двухнитевой лампой для ближнего и дальнего света, спидометром и счетчиком пройденного пути, вмонтированными в корпус фары, электрическим звуковым сигналом и задним фонарем.

Испытание опытных образцов мопеда «Рига-1», изготовленных заводом «Саркана звайгзне», показали хорошие результаты. Пройдя за два месяца 10000 км по дорогам Прибалтики, центральных областей РСФСР, Украины и Белоруссии, по горам Крыма и Кавказа, они остались в удовлетворительном состоянии и пригодны для дальнейшей эксплуатации.

Работники завода надеются, что мопед «Рига-1» найдет широкий спрос среди потребителей.

 

Л. СОКОЛОВ,
начальник конструкторского отдела завода «Саркана звайгзне».

Рига.

 

Советский мопед

 

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МОПЕДА:
База — 1775 мм. Минимальный просвет: по педалям — 125 мм, по выхлопной трубе — 140 мм.
Ширина по рулю — 750 мм.
Максимальная скорость — 40 км/час.
Сухой вес — 45 кг.
Рабочий объем цилиндра — 49,8 см3.
Диаметр цилиндра — 38 мм.
Хоп поршня — 44 мм.
Степень сжатия — 7.5.
Максимальная мощность — 1,5 л.с. при 4250 об/мии.
Расход топлива — 1,5 л/100 км.

 

«За рулем», 12/59

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *