Прошу поставить на учёт…
Такими или почти такими словами начинает свое заявление в ГАИ каждый новый владелец автомобиля, мотоцикла, мотороллера, а с недавнего времени — и мопеда, словом, тех транспортных средств, которые по Правилам движения должны находиться на учете в госавтоинспекции.
Какие же требования необходимо выполнить для того, чтобы приобретенная вами машина получила прописку?
Все они перечислены в специальном документе, который носит название «Правила регистрации и учета автомототранспорта». В середине минувшего года этот документ был утвержден как единый и обязательный на всей территории страны.
Вы спросите: что же, прежде никаких правил было? Разумеется, были, но определялись они различными постановлениями, приказами, инструкциями, часть из которых уже устарела.
Новые «Правила» — это документ, которым руководствуются не только работники ГАИ; он дает ответы на многие вопросы, возникающие у каждого, кто стал владельцем автомобиля или мотоцикла, и содержит ряд новых положений. О них и пойдет речь.
В Государственной автомобильной инспекции должны регистрироваться вce автомобили и автомобильные тягачи, мотоциклы, мотороллеры и мопеды (с двигателем рабочим объемом не менее 49,8 см3), мотоколяски, прицепы (включая роспуски) и полуприцепы, а также самоходные механизмы, установленные на шасси автомобилей.
Любое средство должно быть зарегистрировано в ГАИ в течение пяти суток после ero приобретения. Прежде этот срок равнялся 48 часам и в ряде случае оказывался нереальным. Если владелец сменил место жительства или место стоянки машины, он обязан перерегистрировать машину в ГАИ в течение тех же пяти дней. Все эти требования в одинаковой мере относятся и к владельцам государственного транспорта, руководителям автотранспортных предприятий.
Условия регистрации coдержат сейчас подробный перечень необходимых документов и ряд требований, которые следует выполнить. Раньше, например, не оговаривалось, какие документы должен представить для регистрации транспортного средства индивидуальный владелец. В результате возникало много недоразумений. Некоторые работники ГАИ требовали для этого не только счет-справку магазина, но но и приемо-сдаточный акт завода-изготовителя, который в таких случаях совершенно нe нужен.
Принадлежность транспортных средств, находящихся в личном пользовании граждан, согласно новым «Правилам», подтверждается при регистрации одним из следующих документов:
— справкой-счетом магазина;
— решением суда или свидетельством о праве наследования;
— разрешением таможни (для машин, ввозимых в СССР);
— нарядом и счетом отдела материальных фондов (гос. фонд).
Надо сказать, многие положения нового документа отражают не только чисто правовую сторону, но учитывают также интересы безопасности движения. Например, транспортные средства, находящиеся в личной собственности граждан, регистрируются только на одного владельца. Сделано это прежде всего для того, чтобы повысить личную ответственность владельца как за содержание транспортного средства в технически исправном состоянии и соблюдение правил пользования им, так и за выполнение правил движения. Вместе с тем это не исключает возможности совместного пользования автомобилем или мотоциклом по доверенности, заверенной в нотариальном порядке.
Никто не станет отрицать, что современные быстроходные транспортные средств даже в руках опытного водителя все-таки опасны для других участников движения. Эта опасность возрастает во много раз, когда за руль садятся те, у кого нет еще твердых навыков управления автомобилем или мотоциклом, кто не знает правил движения и не имеет водительских прав.
Новые «Правила» устанавливают, что при регистрации транспортных средств личного пользования номерные знаки будут выдаваться только тем владельцам (или лицам, имеющим доверенность на распоряжение машиной), у которых есть водительские права. Советуем всем, кто задумал приобрести автомобиль или мотоцикл, заранее позаботиться о получении удостоверения на право управления им. Добавим к этому, что за эксплуатацию автомобилей, мотоциклов, мотороллеров или мопедов без номерных знаков может налагаться штраф до 10 рублей.
Специальный раздел «Правил» посвящен так называемым нетиповым конструкциям — самодельным автомобилям и мотоциклам. Он значительно расширяет возможности для самодеятельного и в первую очередь коллективного технического творчества. Можно ли самостоятельно конструировать и строить микролитражные автомобили, мотоциклы и боковые коляски к ним и мотороллерам, а также прицепы к легковым автомобилям? «Правила» отвечают на этот вопрос положительно. Регистрироваться такие машины будут прежде всего за спортивными обществами, учебными заведениями, а также за отдельными гражданами на основании документов, подтверждающих законность приобретения агрегатов и материалов. Конечно, при условии, что они будут отвечать всем требованиям, предъявляемым Правилами движения к техническому состоянию и внешнему виду машин. Технические требования на изготовление таких машин должны быть разработаны Государственным комитетом автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР.
Не будут регистрироваться только те автомобили, мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски, которые собраны из запчастей или восстановлены из числа выбракованных. Не подлежат регистрации также спортивные (гоночные) автомобили и мотоциклы.
В заключение мы хотели бы ответить на вопросы владельцев машин иностранных марок, а также устаревших отечественных моделей, к которым найти запасные части в магазинах трудно, а порой просто невозможно. «Правила» допускают в этих случаях замену негодного агрегата соответствующим узлом автомобиля или мотоцикла другой марки или модели. Делать это следует только с разрешения автоинспекции. Запрещено устанавливать кузов другой модели или допускать такое переоборудование автомобиля, которое приведет к изменению его марки.
М. ШЕЛЕГЕДА, старший автоинспектор ГАИ РСФСР.
«За рулем», 12/1964