Двигатель V-90 (1989-1995)
Перспективный опытный двигатель. Был разработан конструктором Виталиюсом Орунасом (Vitalijus Liudvikas Orunas) в 1990 году. Это отражено в эмблеме двигателя: буква «V» (имя), вокруг буква «O» (фамилия) и «90» — год разработки.
Из нововведений — лепестковый клапан на впуске и четырехступенчатая коробка передач. Выпускался серийно в небольших количествах перед самым закрытием завода. Имел вариант с принудительным воздушным охлаждением.
Из рассказа конструктора:
«Двигатель 49,5 куб, 3,7 л.с. Я сам изобрёл коробку передач. Шток соединяется с шестернями с помощью шарика. Похоже на Симсонах, но управление совсем другое. 4 передачи. Крепления под другую раму. Зажигание изобрели и делали в Вильнюсе. 49,5 куб. Пресс-формы были готовы, можно было вполне запустить линию. Но не успели. Развал СССР. Ни кто не хотел вкладывать, все хотели только прибыли. Отсоединился велосипедный цех от двигательного. К велосипедам пришли немцы (кажется они до сих пор), двигателями интересовались китайцы (QingQi), ставили В-90 на свои рамы, было изготовлено пару сотен. Потом шли переговоры с чехами. Они хотели V-90 ставить на свою «Яву». Были довольны, это где-то 94-95 года. Планировали на него ставить лепестковый клапан, но довести не успели.»
Двигатель устанавливался на грузовой мокик «BITÉ», мокик спортивный «Delta-Cross».
Пресса:
Да поможет дизайн!
Рассказ о новинках и планах «Саркана звайгзне»
«За рулем», 11/1989
«Карпатский» заколдованный круг?
Рассказ о текущем положении дел на ЛМЗ
«За рулем», 10/1990
Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию двигатель V-90, запчасти и документы от него.
Как же не хватало его в мои года когда я впахивал на ремонте мототехники в рембыттехнике г. Минска. Господи как я зае………..ся эти вайрасы колоть меняя все потроха, начиная от блок шестерни, вилки переключения, до зацепов на шестерёнках первичного вала с муфтой переключения. Большего дерьма в жизни не видел начиная с Ш-57 и поехали дальше до конца. Вот только новых V-90 b V-64 и 78 с не довелось. А сколько их пришлось форсировать для гонок просто КЮ. Может хоть кому попалось это чудо.