Мальчишек — на трассы и картодромы!

 

Долгожданное лето принесло с собой и немало старых, не решенных в прошлом году проблем. Одна из них — шум от мопедов, на которых разъезжают подростки. Вот о чем сообщает нам В. Лапицкая с улицы Коюсалас:

«Подростков, с которыми жители окрестных улиц боролись в прошлом году, сменили другие, — пишет она. — И так повторяется из года в год».

В Иманте тоже возобновился шум от мопедов. Об этом нам пишет житель микрорайона Д. Попов.

 

В прошлом году к этому вопросу мы дважды обращались на страницах «Ригас Балсс»: 6 августа в обзоре писем «А моторы по-прежнему тарахтят…» и 8 октября, когда мы опубликовали отзывы еще двух рижан — И. Гросберга и М. Тележенко на упомянутую статью. Между прочим, в них были высказаны две противоположные точки зрения, а именно: автор одного письма адресовал претензии подросткам, которые, разъезжая вблизи дома, нарушают покой жильцов, автор другого выступала от имени «моторизованных» подростков и их родителей. Первый призывал привлечь нарушителей спокойствия к административной ответственности, отправительница второго письма жаловалась, что ее сыну мало радости от им самим заработанного мопеда, потому что негде на нем безнаказанно кататься. «Для каких же целей завод «Саркана звайгзне» выпускает этот транспорт? — спрашивает она. — Может, проще установить на нем более эффективный глушитель?» Она считает, что настало время шире вовлекать подростков, увлеченных техникой, в спортивные общества и клубы, чтобы направить их интересы по нужному руслу.

О том, что вопрос действительно требует более энергичного решения, свидетельствовали высказывания других читателей, появившиеся в результате публикации материала «Два письма, две точки зрения».

Большинство авторов писем убеждено: все дело в том, что обладателей мопедов не вовлекают в соответствующие клубы и общества. Претензии адресованы тем организациям, в прямые обязанности которых это входит. Вот письмо, которое прислали читатели нашей газеты Бролиш, Легзда, Абелитис, Лапинь, Гредум, Соловьев (всего 32 подписи):

«Когда, наконец, районные советы Общества автомотолюбителей, автомотоклубы и клубы технических видов спорта ДОСААФ по-настоящему возьмутся за организацию времяпрепровождения подростков, интересующихся автомотовождением?».

Такого же мнения придерживается и рижанин Т. Мелькис.

Конкретный адресат есть и у критики, высказанной в письме Г. Швана:

«У нас в Иманте расположен гигант промышленности — радиозавод им. А. С. Попова, у которого есть свой клуб технических видов спорта ДОСААФ. Разве в его обязанности не входят мероприятия по привлечению мопедистов своего района к занятиям спортом? В каждом районе города есть хотя бы одно крупное промышленное предприятие, имеющее возможность внести свой вклад в это дело. Требуется лишь желание».

«Разрешите и мне присоединить свой голос к развернувшейся в вечерней газете очень актуальной дискуссии, пишет Р. Смертьева. По существу этих двух точек зрения нет. В обоих письмах, хоть и неосознанно, звучит неудовлетворенность из-за невнимательного отношения к мопедистам, которым действительно некуда деться. Такое положение возникло потому, что Общество автомотолюбителей не выполняет того, что записано в его уставе — не организует спортивную работу в районах. И еще: надо прекратить бесхозяйственный снос негодных для жилья домов, как это происходит у нас в Иманте, а также на улице Ленина, 390, 396 и в других местах. По-моему, их нужно было бы передать в распоряжение общественности, в том числе клубам и секциям мопедистов».

«Надо наконец предоставить мопедистам место, где они могли бы ездить, — пишет в редакцию вышеупомянутый Д. Попов. — Надо создать штаб, который проводил бы соревнования. Я — человек в годах, но если понадобится, могу прийти на помощь».

 

Таково мнение населения. А что говорят по дискутируемому вопросу официальные учреждения, предприятия, общества, короче говоря, все, кому отчасти адресованы критические замечания читателей «Ригас Балсс»? Прежде всего хотелось бы предоставить слово изготовителям этого шумного транспортного средства — представителям завода «Саркана звайгзне». Вот какой ответ сразу же после опубликования писем И. Гросберга и М. Тележенко прислал в редакцию заместитель главного конструктора мотозавода «Саркана звайгзне» 3. Янсон:

«С упреком заводу мы согласиться не можем, потому что выпускаем мопеды с глушителями, соответствующими государственному стандарту. Если владельцы их портят, завод не виноват. Что касается самих ездоков, то, очевидно, многие из них, а также те, кто пишет письма в «Ригас Балсс», не знают, что раз в неделю на картодроме Бикерниекского спортивного комплекса организуются занятия для подростков-мопедистов. К сожалению, упоминающиеся в газете «нарушители спокойствия» в них не участвуют».

3. Янсон считает, что часть вины ложится и на районные комитеты ДОСААФ, и на районные советы Общества автомотолюбителей, которые несистематически занимаются с несовершеннолетними мопедистами. Он рекомендует пополнить штаты этих советов единицей тренера или инструктора для работы с мопедистами по месту жительства.

Директор завода «Саркана звайгзне» А. Соколов на вопрос, заданный М. Тележенко — куда деться подросткам со своими мопедами, — ответил:

«Мопед не игрушка, а такое же транспортное средство, как мотороллер и мотоцикл. Оформив все необходимые документы и соблюдая Правила дорожного движения, на мопеде можно перемещаться всюду, где ездят другие транспортные средства».

Радует, что А. Соколову отнюдь не безразличен вопрос, как эксплуатируются транспортные средства, выпускаемые на предприятии. Он пишет, что многолетняя практика работы с «моторизованной» молодежью в мотоклубах республики и проводимые для них турниры «Золотой мопед» доказали: подростки, которые на закрытых трассах заняты ремонтом своей техники и подготовкой ее к предстоящим соревнованиям, во-первых, овладевают полезными навыками, во-вторых, у них не остается времени, чтобы просто «гонять» на мопедах в недозволенных местах. Конфликтные ситуации между несовершеннолетними мопедистами и населением возникают там, где нет интереса к воспитательной работе с юными мопедистами.

 

Представление о том, каково положение в этом отношении в нашем городе, можно получить из отклика заместителя начальника штаба «Золотой мопед» при Рижском горкоме комсомола А. Бриедиса. Он информирует, что в каждом районе Риги (за исключением Кировского) есть трассы «Золотого мопеда», на которых систематически по особому календарному плану проводятся соревнования.

«Некоторым же мопедистам, — пишет он, — кажется, что приятнее прокатиться по тротуарам, особенно если никто не наказывает за это. Но за хорошими примерами далеко ходить не надо. Команда «Золотого мопеда» 70-й средней школы Ленинградского района регулярно патрулирует на улицах Иманты, задерживает хулиганов на мопедах… Раз в год улицы Иманты принадлежат только детям: здесь проводятся скоростные гонки на призы школы как для юных мопедистов, так и для велосипедистов с трехлетнего возраста. Это заслуга директора школы Д. Строевой и руководителя команды «Золотой мопед» учителя В. Карклиня, который возглавляет и отряд юных инспекторов движения. Вот творческий подход и решению такой важной «мопедной проблемы»!»

 

Мальчишек - на трассы и картодромы!
На снимке: на трассах «Золотого мопеда»

 

И в заключение — комментарий городской Госавтоинспекции. Ее начальник Ю. Абелтиньш информирует, что правом вождения мопедов пользуются подростки, достигшие 14-летнего возраста, сдавшие экзамен пс Правилам дорожного движения в совете Общества автомотолюбителей района, получившие соответствующий документ и регистрационный номер мопеда. Ю. Абелтиньш напоминает, что родители, которые приобрели для своих детей транспортное средство, должны в пятидневный срок его зарегистрировать в районном совете Общества автомотолюбителей. Госавтоинспекция совместно с автодружинниками района регулярно проводит рейды с целью задержания и наказания недисциплинированных мопедистов.

 

Итак, людей, которые преследуют нарушителей спокойствия, как будто хватает, как и энтузиастов, которые пытаются (и небезуспешно) направить интересы любителей «прокатиться с ветерком» по нужному руслу. Однако энтузиазма отдельных людей недостаточно, если в эту работу не включатся районные комитеты ДОСААФ и Общество автомотолюбителей. Мы ждем от них большего размаха! А самим мальчишкам на мопедах хотелось бы еще раз напомнить слова директора завода «Саркана звайгзне» А. Соколова: «Есть только две возможности: или ездить по улицам в соответствии с Правилами движения, или влиться в число участников официальных спортивных соревнований и тренироваться на закрытых трассах. Третьего варианта нет!».

 

В. Грава.

 

 

«Ригас Балсс», 06/82

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *