Изготовлен первый мопед
Но когда будут остальные?
В нашей газете 7 июня было напечатано интервью с главным конструктором завода «Саркана звайгзне» Я. Веннером о том, что завод будет выпускать новое средство передвижения — мопед.
Теперь на заводе изготовлен первый образец мопеда. На днях новую машину, названную «Спридитис», испытывали на улицах Риги. Вскоре экспериментальный цех завода изготовит остальные образцы, которые будут отправлены для испытания в Серпухов, где находится центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения.
Хотя мопеды будет испытывать бюро мотоциклостроения, это вовсе не означает, что мопед можно приравнять к мотоциклу. Внешне они действительно похожи, но по сути дела сильно отличаются. Мопед рассчитан на одного человека и снабжен педалями, которые можно в случае необходимости использовать как велосипедные педали. Кроме того, педали предназначены для торможения заднего колеса. Объем цилиндра двигателя — только 60 кубических сантиметров, а его мощность — 1,6 л. с. Этого достаточно, чтобы по хорошей дороге развить скорость 40—50 километров в час.
На велосипеде, снабженном мотором, ехать с такой скоростью нельзя, ибо в этом случае велосипед испытывает сильную тряску. Кроме того, велосипедные моторы создают большой шум. Передняя и задняя вилки мопеда имеют амортизаторы, обеспечивающие плавный ход и на неровных дорогах. Расход бензина на 100 километров — 1,5 литра. Всего бензобак вмещает горючее, достаточное для 300 километров пути.
Все это хорошо. Знакомясь с технической характеристикой мопеда, вероятно, не один читатель уже подумывает о приобретении нового средства передвижения. К сожалению, в этом отношении мы не можем порадовать читателя.
В нынешнем и будущем году «Саркана звайгзне» выпускать мопеды еще не будет. Только через два года, в 1960 г., намечено изготовить первую пробную партию мопедов — 400 штук, а серийное производство мопедов начнется лишь в 1961 г., т. е. через три года. Поэтому хочется задать вопрос руководству завода: неужели для разработки конструкции мопеда и его испытания необходимо три года? Если работа будет вестись такими темпами, то, очевидно, после испытания мопедов пройдет еще несколько лет, пока их внедрят в производство. Может оказаться, что к тому времени это новое средство передвижения уже не будет новинкой.
Могут сослаться на то, что внедрению мопедов в производство мешает реконструкция завода, которая обойдется примерно в 40 миллионов рублей. Но это обстоятельство не может быть непреодолимым препятствием, ибо в 1961 г., когда намечено приступить к серийному производству мопедов, реконструкция завода только начнется. Она продлится очень долго. До 1965 г. на эти цели намечено израсходовать лишь 12,5 миллиона рублей. Кроме того, производство мопедов не означает, что с 1961 г. завод прекратит выпуск велосипедов.
Поэтому напрашивается вывод, что три года для конструирования и испытания мопедов срок слишком долгий. Не следует ли руководству завода и Совету народного хозяйства подумать о сокращении этого срока хотя бы на один год и уже в 1959 г. изготовить первую пробную партию — 400 мопедов?
«Голос Риги», 07/58