С маркой «Вайрас»
Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас» начал производство двигателя Ш-62. Он предназначен для комплектации мокиков «Карпаты» («За рулем», 1982, № 09) и «Рига-22» («За рулем», 1981, № 10), выпуск которых освоили львовский мотозавод и завод «Саркана звайгзне» в Риге.
Ш-62 оснащен кик-стартером. Таким образом, следуя принятой международной терминологии, машины «Карпаты» и «Рига-22» с такими двигателями надо называть уже не мопедами, а мокиками.
Модернизация коснулась прежде всего электрооборудования. На двигателе установлен новый генератор переменного тока модели «263701» с повышенной до 45 Вт мощностью. Он может работать как в комплекте с блоком «стабилизатор — коммутатор» БКС-25.3734 и высоковольтным трансформатором (катушкой зажигания) Б300Б, так и с аккумулятором, блоком БКС-251.3734 и высоковольтным трансформатором Б300Б. Более мощный генератор позволил усилить звуковой сигнал, ввести в задний фонарь стоп-сигнал, улучшить работу системы зажигания. Кстати, на Ш-62 применена бесконтактная транзисторная система зажигания, которая не только обеспечивает более надежный пуск двигателя, но и избавляет владельца машины от регулировок зазора в прерывателе.
Под правой крышкой измененной формы расположен новый генератор.
Установка нового генератора, замена педального привода кик-стартером, усовершенствование коробки передач, перемещение точек крепления двигателя повлекли за собой изменение в целом формы картера, а также его крышек.
В соответствии с новыми техническими условиями, более точно отражающими показатели двигателя, установлены новые значения мощности, крутящего момента и соответствующих им чисел оборотов коленчатого вала.
Ш-62, как и его предшественники Ш-58 (с кик-стартером) и Ш-57 (с педальным приводом), сблокирован с двухступенчатой коробкой передач, переключение которых по-прежнему осуществляется вращающейся рукояткой руля.
На выпуск нового двигателя завод полностью перешел в мае 1981 года, и одновременно прекращено производство модели Ш-58. Однако по согласованию с мотоциклетными заводами и торгующими организациями «Вайрас» продолжает изготовление и поставку в торговую сеть запасных частей для двигателей Ш-57 и Ш-58.
КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Число цилиндров — 1; диаметр цилиндра — З8 мм; ход поршня — 44 мм; рабочий объем — 49,8 см3; степень сжатия — 7,7-8,5. Топливо — бензин А-72 или А-76 в смеси (25:1) с маслом. Мощность — не менее 2,0 л.с./1,47 кВт при 5200 об/мин; крутящий момент — не менее 0,29 кгс-м/2,84 Н-м при 4200 об/мин. Масса — 14,8 кг. Ресурс до первого капитального ремонта — 15 000 км. Карбюратор К-60. Свеча зажигания А17В.
А. ПОЛЯКУС, главный инженер завода «Вайрас».
Литовская ССР, г. Шяуляй
«За рулем», 01/1983