«Рига-7» и двигатель Д-6

 

Из появившихся сообщений мотолюбители уже знают, что рижский завод «Саркана звайгзне» освоил производство нового легкого мопеда «Рига-7». В чем же его преимущества перед выпускавшейся ранее «Ригой-5», что их различает?

 

Рига-7 и двигатель Д-6

 

Начнем с нового двигателя Д-6. Хотя он и унаследовал от своего предшественника Д-5 ряд конструктивных особенностей и деталей, цилиндр и головка его ныне выполнены по образцу мотоциклетных (рис. 1). Так, головка снабжена ребрами и крепится к торцу цилиндра посредством шпилек (у Д-5 она представляла резьбовую пробку, ввернутую в цилиндр). Это улучшает охлаждение двигателя и упрощает его обслуживание: чтобы удалить нагар из камеры сгорания, не надо снимать цилиндр.

 

Рига-7 и двигатель Д-6
Рис. 1. Двигатель в разрезе: 1 — левая и правая половины картера; 2 — шарикоподшипник П-203; 3 — ведущая шестерня; 4 — ведомая шестерня; 5 — гильза цилиндра; 6 — цилиндр; 7 — свеча; 8 — наконечник провода высокого напряжения; 9 — алюминиевая прокладка; 10 — основание с сальником; 11 — кривошипношатунный механизм; 12 — сливная пробка.

 

Для уменьшения шума выпуска и лучшего наполнения цилиндра (за счет резонансного колебания волн давления) изменена конструкция глушителя.

 

Рига-7 и двигатель Д-6
Рис. 2. Глушитель: 1 — накидные гайки; 2 — труба; 3 — корпус глушителя; 4 — перегородка; 5 — хомут крепления глушителя; 6 — дросселирующая труба; 7 — патрубок.

 

Значительно усовершенствована в новом двигателе «электростанция» — магнето теперь питает не только систему зажигания (рис. 3), но и лампу А6-3 (6 в, 3 св) в фаре и лампу А1-1,5 (1 в, 1,5 св) в заднем фонаре.

 

Рига-7 и двигатель Д-6
Рис. 3. Система электрооборудования: 1 — лампа фары; 2 — дроссель; 3 — переключатель; 4 — лампа заднего фонаря; 5 — магнето; 6 — вывод высокого напряжения.

 

Магнето (рис. 4) располагается в том же месте, что и на Д-5, но полость в картере для него стала больше. Состоит магнето из насаженного на цапфу коленчатого вала ротора 1 (представляющего собой постоянный магнит), индукционной катушки 5, прерывателя с контактами 9 и 10, конденсатора 8.

 

Рига-7 и двигатель Д-6
Рис. 4. Магнето: 1 — ротор; 2 — кулачок; 3 — установочные риски; 4 — планка; 5 — индукционная катушка; 6 — провод высокого напряжения; 7 — выводной зажим; 8 — конденсатор; 9 — подвижный контакт; 10 — неподвижный контакт.

 

На сердечник катушки намотаны две обмотки — первичная, в которой наводится э. д. с. низкого напряжения, и вторичная, где возбуждается ток высокого напряжения, который через провод 6 подается к свече зажигания. Для удобства регулировки момента зажигания на роторе и сердечнике катушки нанесены риски. При их совмещении поршень не доходит до верхней мертвой точки на 3,2 — 3,5 мм. Часть электрической энергии, образующейся в первичной катушке, отводится через зажим 7 для питания ламп освещения.

Достоинство конструкции нового двигателя и в том, что его можно установить без переделок вместо двигателей Д-4 и Д-5, а цилиндр с головкой также без переделок подходит для Д-5.

На предыдущих моделях легких мопедов в заднем колесе использовалась велосипедная втулка, затормаживавшая колесо при нажиме на педали в направлении, обратном движению мопеда. На «Риге-7» вместо нее применены литая ступица (рис. 5) и колодочный тормоз. Аналогична ей ступица переднего колеса. Эти новшества значительно увеличивают долговечность колес, колодочные тормоза работают надежнее и эффективнее.

 

Рига-7 и двигатель Д-6
Рис. 5. Заднее колесо: 1 — звездочка педального привода; 2 — звездочка привода от двигателя; 3 — ступица колеса; 4 — рамка; 5 — пружина; 8 — шарикоподшипники 201; 7 — тормозная колодка; 8 — трос привода тормоза.

 

Тормоз заднего колеса приводится тросом от педалей. При вращении их в прямом направлении (для движения мопеда вперед) ось вращается вместе со звездочкой, приводя в движение через цепь заднее колесо. Если педали вращать назад, то кулачок разведет колодки, прижимая их к барабану.

Тормоз переднего колеса управляется рычагом, расположенным у правой рукоятки руля.

Таковы особенности и достоинства нового легкого мопеда.

 

Двигатель

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм … 38 х 40
Рабочий объем, см3 … 45
Степень сжатия … 6
Мощность, л. с. при об/мин … 1,2/4500
Топливо … бензин А-66, А-72, А-76 в смеси с маслом АКп-10 в соотношении 20 : 1
Расход топлива (при скорости 25 км/час), л/100 км … 1,8 — 2,0
Тип карбюратора … К-34Б
Воздухоочиститель … сетчатый
Система зажигания … от магнето
Передаточное число моторной передачи … 4,1
Передаточное число цепной передачи … 4,1
Сцепление … двухдисковое
Вес двигателя, кг … 6,5

 

Рига-7 и двигатель Д-6

 

Техническая характеристика мопеда «Рига-7»

Длина, мм … 1860
Ширина, мм … 650
Высота, мм … 1050
Вес, кг … 36
Рама … трубчатая сварная
Передняя вилка … телескопическая с пружинным амортизатором
Размер шин, мм … 559—48 (26”х2”)
Скорость, км/час … 40

 

«За рулем», 08/71

Комментарии

  • Ромм:

    Надо исправить:
    «… лампу А1-1,5 (1 в, 1,5 св) в заднем фонаре.»
    на
    «… лампу А12-1.5 (12В, 1.5св) в заднем фонаре.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *