Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)

Двигатели «Sachs» и «КМЗ»

 

В качестве прототипа будущего киевского мотоцикла выбрали «Wanderer-SP1». Его техническую и технологическую документацию переработали в Серпухове специалисты ВКБ, двигатели же в первые три года выпуска поставлял по репарациям германский завод «Sachs». В декабре радостного для нашей Родины 1945 г. изготовили головные 10 машин, с которых, собственно и началось киевское мотоциклостроение. Их назвали «Киевлянин», а в технических документах обозначали К1Б — киевский, первая модель, второй (т.е. «Б») вариант. Рама трубчатая, бензобак крепился на ней, мотор располагался внутри нее и запускался посредством вращения педалей. В нем, благодаря выступу на поршне, осуществлялась петлевая продувка. На расположенном справа маховичном магдино находились две запараллеленные обмотки, питавшие приборы освещения, и катушка магнето, в цепь первичной обмотки которой включался прерыватель, а вторичной — свеча зажигания. Ось заднего колеса жестко соединялась с рамой, а переднее же — крепилось на параллелограммной вилке, имевшей одну пружину и два фрикционных гасителя колебаний. Торможение задним колесом осуществлялось по велосипедному, вращением педалей назад. Инструментальная сумка крепилась к багажнику, а на руле расположили пневматический сигнал, манетку декомпрессора, переключатель света, спидометр, ручку управления карбюратором и рычаги — сцепления и переднего тормоза. Крылья близко прилегали к колесам и хорошо защищали водителя от брызг и пыли. К концу 1950 г. оснащение КМЗ и квалификация его рабочих достигли такого уровня, что позволяли начать производство более сложных мотоциклов. Здесь же отметим, что К1Б оставил глубокий след в отечественном мотоциклостроении. Вообще-то, его следовало бы называть мопедом, однако тогда такого термина еще не существовало. По удивительному стечению обстоятельств он появился в 1951-м — именно в тот год, когда «Киевлян» сняли с производства. Всего их выпустили около 40 тыс. экземпляров.


Длина, мм — 2010; ширина, мм — 655; высота, мм — 980; база, мм — 1275. Рабочий объем двигателя, куб.см. — 98; число тактов — 2; количество цилиндров — 1; диаметр цилиндра, мм — 48; ход поршня, мм — 54; степень сжатия — 5, 9; максимальная мощность, л.с. — 2, 3; Частота вращения коленвала при максимальной мощности, 1/мин — 4000. Коробка передач несоосная, с поперечными валами, 2-скоростная, реверсивная, с шестернями постоянного зацепления, с ручным переключением на бензобаке. Система зажигания — маховичное магдино. Сцепление полусухое двухдисковое; передача от мотора к коробке скоростей — цепная; количество передач — 2; привод заднего колеса — цепной. Системы торможения: переднего колеса — колодочный тормоз; заднего колеса — втулка свободного хода. Размеры шин, дюймы — 26-2,5. Дорожный просвет, мм — 135. Емкость бензобака, л. — 8. Запас хода по шоссе со скоростью 30 км/ч, км — 325. Максимальная скорость, км/ч — 50. Масса заправленного мотоцикла, кг — 65.


Мотоцикл К1Б. Основные данные по металлам и термообработке деталей. Чертежи узлов и деталей.


От единиц до сотен тысяч
Очерк об истории мотостроения в СССР и планируемых моделях
«За рулем», 11/1957

Легкий послевоенный
История создания мотовелосипеда К1Б «Киевлянин»
«Техника — молодежи», 01/1999


Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мотовелосипед К1Б «Киевлянин», запчасти и документы от него.


  • Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)
  • Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)
  • Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)
  • Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)
  • Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)
  • Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)
  • Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)
  • Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)
  • Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)
  • Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)

Комментарии

  • несоосная, с поперечными валами, 2-скоростная, реверсивная, с шестернями постоянного зацепления, с ручным переключением на бензобаке.

    1. Владимир Гордеев:

      Спасибо, добавил. С уважением, Владимир.

  • Владимир:

    Не могу понять, а почему мотоцикл?  По характеристикам — типичный 100 проц. мопед!  Но, если даже по кубатуре брать, более подходяще звучит — мотопед, педацикл. А вообще, не отказался бы от такого. Но, проблема в том, что, хоть это и мопед — всё равно нужно его регистрировать, как мотоцикл, и открывать категорию А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *