Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)
Двигатели «Sachs» и «КМЗ»
В качестве прототипа будущего киевского мотоцикла выбрали «Wanderer-SP1». Его техническую и технологическую документацию переработали в Серпухове специалисты ВКБ, двигатели же в первые три года выпуска поставлял по репарациям германский завод «Sachs». В декабре радостного для нашей Родины 1945 г. изготовили головные 10 машин, с которых, собственно и началось киевское мотоциклостроение. Их назвали «Киевлянин», а в технических документах обозначали К1Б — киевский, первая модель, второй (т.е. «Б») вариант. Рама трубчатая, бензобак крепился на ней, мотор располагался внутри нее и запускался посредством вращения педалей. В нем, благодаря выступу на поршне, осуществлялась петлевая продувка. На расположенном справа маховичном магдино находились две запараллеленные обмотки, питавшие приборы освещения, и катушка магнето, в цепь первичной обмотки которой включался прерыватель, а вторичной — свеча зажигания. Ось заднего колеса жестко соединялась с рамой, а переднее же — крепилось на параллелограммной вилке, имевшей одну пружину и два фрикционных гасителя колебаний. Торможение задним колесом осуществлялось по велосипедному, вращением педалей назад. Инструментальная сумка крепилась к багажнику, а на руле расположили пневматический сигнал, манетку декомпрессора, переключатель света, спидометр, ручку управления карбюратором и рычаги — сцепления и переднего тормоза. Крылья близко прилегали к колесам и хорошо защищали водителя от брызг и пыли. К концу 1950 г. оснащение КМЗ и квалификация его рабочих достигли такого уровня, что позволяли начать производство более сложных мотоциклов. Здесь же отметим, что К1Б оставил глубокий след в отечественном мотоциклостроении. Вообще-то, его следовало бы называть мопедом, однако тогда такого термина еще не существовало. По удивительному стечению обстоятельств он появился в 1951-м — именно в тот год, когда «Киевлян» сняли с производства. Всего их выпустили около 40 тыс. экземпляров.
Техническая характеристика:
Длина, мм — 2010; ширина, мм — 655; высота, мм — 980; база, мм — 1275. Рабочий объем двигателя, куб.см. — 98; число тактов — 2; количество цилиндров — 1; диаметр цилиндра, мм — 48; ход поршня, мм — 54; степень сжатия — 5, 9; максимальная мощность, л.с. — 2, 3; Частота вращения коленвала при максимальной мощности, 1/мин — 4000. Коробка передач несоосная, с поперечными валами, 2-скоростная, реверсивная, с шестернями постоянного зацепления, с ручным переключением на бензобаке. Система зажигания — маховичное магдино. Сцепление полусухое двухдисковое; передача от мотора к коробке скоростей — цепная; количество передач — 2; привод заднего колеса — цепной. Системы торможения: переднего колеса — колодочный тормоз; заднего колеса — втулка свободного хода. Размеры шин, дюймы — 26-2,5. Дорожный просвет, мм — 135. Емкость бензобака, л. — 8. Запас хода по шоссе со скоростью 30 км/ч, км — 325. Максимальная скорость, км/ч — 50. Масса заправленного мотоцикла, кг — 65.
Литература:
Мотоцикл К1Б. Основные данные по металлам и термообработке деталей. Чертежи узлов и деталей.
Пресса:
Новые модели мотоциклов
Заметка о принятии к производству М1А и К1Б
«Красный флот», 04/1946
Киевский мотоциклетный завод
Заметка о начале строительства Киевского мотозавода
«Правда», 04/1946
На Киевском мотоциклетном
Заметка о состоянии дел на Киевском мотозаводе
«Вечерняя Москва», 09/1946
Первые киевские мотоциклы
Заметка о запуске Киевского мотозавода
«Правда», 10/1946
Вступил в строй Киевский мотоциклетный завод
Заметка о начале работы Киевского мотозавода
«Правда», 11/1946
Новый мотозавод
Заметка о начале работы Киевского мотозавода
«Сталинское знамя», 12/1946
Советские мотоциклы
Описание новых мотоциклов К1Б и М1А
«Вечерняя Москва», 03/1947
Мотопробег в честь 30-летия Великого Октября
Заметка о ходе большого испытательного мотопробега
«Московский комсомолец», 09/1947
На мотоциклах отечественных заводов
Хроника большого испытательного мотопробега
«Вечерняя Москва», 09-10/1947
По дорогам семи республик
Рассказ о итогах большого испытательного мотопробега
«Вечерняя Москва», 10/1947
Фабричная марка «Киев»
Заметка о Киевском мотозаводе
«Красный флот», 07/1948
Моторный самокат
Описание самодельного мотороллера с мотором от К1Б
«Техника — молодежи», 06/1950
От единиц до сотен тысяч
Очерк об истории мотостроения в СССР и планируемых моделях
«За рулем», 11/1957
«Мопед СР-2»
Заметка о мопеде «Simson» SR-2 из ГДР
«Голос Риги», 12/1957
Велороллер «Чиж»
Описание самодельного роллера с двигателем Д4
«Техника — молодежи», 05/1960
Стрекоза с моторчиком
История создания мотовелосипеда К1Б «Киевлянин»
«Мото», 05/1993
Легкий послевоенный
История создания мотовелосипеда К1Б «Киевлянин»
«Техника — молодежи», 01/1999
Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мотовелосипед К1Б «Киевлянин», запчасти и документы от него.
несоосная, с поперечными валами, 2-скоростная, реверсивная, с шестернями постоянного зацепления, с ручным переключением на бензобаке.
Спасибо, добавил. С уважением, Владимир.
Не могу понять, а почему мотоцикл? По характеристикам — типичный 100 проц. мопед! Но, если даже по кубатуре брать, более подходяще звучит — мотопед, педацикл. А вообще, не отказался бы от такого. Но, проблема в том, что, хоть это и мопед — всё равно нужно его регистрировать, как мотоцикл, и открывать категорию А.