Музей мопедов Владимира Гордеева

Саркана Звайгзне - Рижский мотозавод

 

Саркана Звайгзне (в переводе с латышского «Красная звезда») — предприятие, функционировавшее в период существования Латвийской ССР, известный рижский мотозавод. Завод был основан как частное предприятие в 1927 году. До 1940 года предприятие занималось производством дорожных велосипедов. На протяжении 30-х годов фирма специализировалась на изготовлении мужских и женских велосипедов несложной, но удобной в эксплуатации конструкции, которые проходили стадию сборки в Латвии в основном из импортируемых из Англии и Германии деталей. Эти велосипеды были известны под маркой «Эренпрейс ориджинал» вплоть до начала Великой Отечественной войны. В общей сложности за 13 лет (с 1927 по 1940 год) функционирования этого предприятия было выпущено 182000 велосипедов. С наступлением июня 1940 года предприятие было национализировано советской властью и получило новое название — Рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». С 1963 года предприятие стало называться Рижский мотостроительный завод «Саркана звайгзне». R 1958 году инженеры-конструкторы велосипедного завода «Саркана звайгзне» решились на внедрение всесоюзного новшества, и к велосипедам, в изобилии выпускаемым с конвейера одного из наиболее преуспевающих и передовых велостроительных заводов Союза, был приделан мотор. Так в 1958 году в Риге появился мотовелосипед, который получил название «Рига-18». К велосипеду был прикреплён двигатель Д4, изготовленный на ленинградском заводе «Красный октябрь». В 1961 году было решено прекратить выпуск дорожных велосипедов в связи с переориентацией производства на заводе. Именно тогда завод приступил к производству легендарного мотовелосипеда «Гауя» — мечты многих советских подростков середины и конца 60-х годов — в дополнении к ранее (в 1960 году) начатому производству ещё более исторического мопеда «Рига-1». Впоследствии создавались различные модификации, такие как «Рига-5», «Рига-7» и другие, которые, без преувеличения, пользовались головокружительной популярностью у советских молодых людей поколения 60-х и 70-х годов.

Серийные модели (односкоростные)

Серийные модели (двухскоростные)

Спортивные модели (Мотокросс)

Спортивные модели (ШКГ)

Если вы заметили ошибки, неточности или можете дополнить информацию на сайте, пожалуйста, пишите в комментариях.


©Музей Мопедов