Легкий мопед «Рига-11» РМЗ-1.411 (1974-1983)
Двигатель Д6
С января 1976 года рижский мотозавод «Саркана Звайгзне» вместо легкого мопеда «Рига-7» начал выпускать новую модель — «Рига-11». Многолетний опыт эксплуатации предыдущих моделей, особенно в сельской местности, выявил необходимость усовершенствовать ряд узлов и деталей. Модернизация их позволила заметно повысить такие важные качества машин, как надежность, безопасность движения и удобство эксплуатации. Одновременно удалось придать им более привлекательный внешний вид. Рассмотрим основные конструктивные новшества.
Рама хребтового типа представляет собой прочную центральную трубу, к которой приварены элементы крепления передней вилки, двигателя, труб задней подвески и других деталей. От прежней рамы ее отличает большая жесткость и долговечность. В связи с изменением рамы стали другими размеры передней вилки, хотя технические параметры остались прежними. Отметим, что «Рига-11» — первая в СССР серийная модель с хребтовой рамой. Наиболее слабым узлом в конструкции «Риги-7» были колеса, обода которых часто выходили из строя при езде по дорогам с неровным покрытием, с камнями и выбоинами. Применение на «Риге-11» шин увеличенного сечения (2,25-19 вместо 2,00-26 дюймов) и усиленного обода практически обеспечивает долгую эксплуатацию машины даже в нелегких дорожных условиях. Конструкция элементов колес осталась без изменений.
Для более удобной посадки водителя руль сделан высоким. Способ крепления — при помощи двух серег с гайками — позволяет легко и надежно фиксировать его в наиболее подходящем положении. Рычаги выключения сцепления и переднего тормоза снабжены резиновыми шарообразными наконечниками, исключающими травмы при падении. Изменена конструкция седла — увеличены его коробка и толщина подушки. Это сделано, чтобы улучшить посадку водителя и прибавить места для инструмента. В креплении подседельной пружины применены новые элементы, обеспечивающие высокую технологичность и надежность всего узла.
Расположенный в задней части мопеда топливный бак вместе с багажником образует довольно большую платформу, на которой можно перевозить до 15 кг груза. Стойка багажника предотвращает сползание груза и одновременно служит рукояткой для перемещения мопеда. Объем топливного бака (4 л) обеспечивает запас хода до 200 километров. Это позволяет совершать достаточно большие путешествия по дорогам, удаленным от АЗС, выезды «на природу». Горожане — любители таких поездок и сельские жители, безусловно, будут рады увидеть на новой машине более прочную и долговечную цепь в моторной передаче.
Двигатель на «Риге-11» такой же, как и раньше, Д-6. Но из-за широких шин он смещен влево от плоскости симметрии рамы на 7 мм, чтобы передняя и задняя звездочки главной передачи располагались в одной плоскости. Более прочной, а заодно и технологичной сделана подставка.
Техническая характеристика:
Масса — 44 кг. Максимальная нагрузка — 100 кг. База — 1170-1200 мм. Длина — 1970 мм. Высота — 1150 мм. Ширина — 750 мм. Максимальная конструктивная скорость — 40 км/ч. Расход топлива при скорости 30 км/ч — 2,0 л/100 км. Рама — хребтовая, сварная. Подвеска переднего колеса — телескопическая вилка,с пружинными амортизаторами. Задняя подвеска — жесткая. Тормоза — барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо. Размер шин — 2,25-19″. Тип двигателя — Д6 карбюраторный ,двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха. Рабочий объем — 45 ссм. Диаметр цилиндра — 38 мм. Ход поршня — 44 мм. Степень сжатия — 6. Максимальная эффективная мощность двигателя — 0,9(1,2) кВт (л.с.) при 4500об\мин. Максимальный крутящий момент — 29 Н*м/мин-1. Тип коробки передач — одноступенчатая. Сцепление — фрикционное, двухдисковое, сухое. Механизм запуска двигателя — педали. Передаточное число моторной передачи — 4,2. Передаточное отношение цепной передачи — 4,1. Система зажигания — контактная с магнето. Карбюратор — К34. Воздушный очиститель — сухой, сетчатый. Система выпуска газов — глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов.
Литература:
Легкий мопед «Рига-11». Руководство по эксплуатации (1976).
Легкий мопед «Рига-11». Руководство по эксплуатации (1979).
Легкий мопед «Рига-11». Руководство по эксплуатации (1981).
Двигатель Д-6 (Д-6У). Руководство по эксплуатации (1980).
Мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды серийного производства 1980-1981 гг.
Мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды серийного производства 1982-1983 гг.
Пресса:
Стартует «Рига-11»
Заметка об окончании заводских испытаний нового мопеда
«Ригас Балсс», 07/1975
Гунар Глудиньш
Рассказ о художнике-конструкторе Рижского мотозавода
«Техническая эстетика», 07/1975
Каждые полторы минуты — мопед
Рассказ об организации производства на «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 08/1975
Выставка мопедов
Заметка о выставке новинок «Саркана звайгзне» во время мотокросса
«Ригас Балсс», 10/1975
Удобный мопед
Заметка о первой партии мопедов «Рига-11»
«Ригас Балсс», 02/1976
Новые товары
Фотография новинок завода «Саркана звайгзне»
«Красный север», 06/1976
Мотоциклетная пятилетка
Рассказ о планах развития мотопромышленности
«За рулем», 07/1976
«Рига-11» в серийном производстве
Заметка о начале серийного выпуска нового мопеда
«Ригас Балсс», 10/1976
«Рига-11»
Фотоочерк из цехов Рижского мотозавода
«Ригас Балсс», 11/1976
Задолженность ликвидирована
Интервью с секретарем парткома Рижского мотозавода
«Ригас Балсс», 06/1977
«Саркана звайгзне» — 50 лет
Очерк об истории Рижского мотозавода
«Ригас Балсс», 07/1977
Мы — с завода «Саркана звайгзне»
Очерк о работниках Рижского мотозавода
«Ригас Балсс», 08/1977
Всемерно повышать технический уровень и качество товаров народного потребления
Рассказ об успехах и планах предприятий Минавтопрома
«Автомобильная промышленность», 07/1978
Надежность и экономичность
Рассказ о мотозаводе «Саркана Звайгзне» и его продукции
«Автоэкспорт информирует», 02/1979
Творческая бригада
Фотоочерк об инженерах-конструкторах Рижского мотозавода
«Ригас Балсс», 02/1979
17 сезонов на одном мопеде
Очерк о старых и новых моделях Рижского мотозавода
«Ригас Балсс», 02/1979
В путешествие на мопеде
Заметка о путешествии Ярославль — Средняя Азия на «Риге-11»
«Ригас Балсс», 09/1979
Мопед сегодня и завтра
Интервью с главным конструктором «Саркана Звайгзне» о недостатках «Рига-11»
«Ригас Балсс», 06/1980
Мопеды
Рассказ о различных типах мопедов в мире
«Наука и жизнь», 04/1982
Туристам
Рекламная заметка о мопедах «Верховина» и «Рига»
«Ленинский путь», 08/1982
Рубежи мотоциклостроения
Рассказ о перспективах и планах отрасли
«За рулем», 11/1982
«Рига-13»
Рассказ о новинке из Риги
«За рулем», 07/1983
Запчасти — почтой
Адреса баз и условия работы Роспосылторга и Главкоопкультторга
«За рулем», 11/1986
Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию легкий мопед «Рига-11» РМЗ-1.411, запчасти и документы от него.
Спасибо создателям сайта!
У меня был Рига-11 в 1982-83 г. г. Его называли «газулька», потому что была всего одна скорость. Для облегчения снимали педальную трансмиссию, выжимали сцепление, разгоняли бегом, отпускали сцепление и прыгали в седло… Под седлом был ящик-пенал для инструментов. Мопед гонял под 40 километров в час. Для покатушек «вокруг квартала» был самое то, что нужно. Но за город на речку я бы на нем не поехал. Кушал любой бензин в смеси с маслом. Мопед разошелся на полезные агрегаты. Осталась только память.
У нас, в 81-м году, в п/л под Ногинском, Моск. обл., на таком драндулете мужичок-подсобник из местных, регулярно вывозил куда-то мешок картошки, навалив его поперек багажника. Нас, сопляков, тогда особенно интересовал момент его запуска. Но, взгромоздив мешок на багажник, он залезал в седло, переключал какой-то рычажок на руле, нажимал на педали, трогался с места, и, проехав несколько метров, всегда — к великому нашему разочарованию ! — без проблем заводился, после чего выезжал со своим мешком на Горьковское ш., и бздёхал куда-то по краю трассы со скоростью под 30 км/ч, постепенно скрываясь из виду …