Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
Двигатель Š-51
В 1965 году на смену «Риге-1» пришла новая модель — «Рига-3». Мопед «Рига-3» внешне не очень отличался от модели с индексом «1». Но все же измененная форма топливного бака, подушечное седло, окраска синтетическими автоэмалями ярких расцветок придали машине более современный вид. Главная же новизна состояла в конструктивном улучшении почти всех важных узлов мопеда. Максимальная мощность мопеда «Рига-3» достигла 2 л.с. — это на 30 процентов больше, чем у «Риги-1», скорость поднялась с 40 до 50 км/час, а вес уменьшился на 2 кг. Важным достоинством нового двигателя Š-51 была широкая унификация деталей с прежде выпускавшимся Шяуляйским заводом «Вайрас» двигателем Š-50. Рама нового мопеда имела удлиненную хвостовую часть, к которой крепился задний щиток. Это увеличило жесткость места крепления багажника: не надо было приваривать специальный усилитель, нередко вызывавший перекос у щитка. Увеличение периметра крепления щитка к раме дало возможность правильнее расположить его по отношению к колесу, а кроме того, уменьшилась вибрация. Колеса мопедов в сборе взаимозаменяемы, но на «Риге-3» были установлены новые втулки, позволившие применить более прочные прямые спицы (головки их, крепящиеся на фланцах втулки, не отогнуты). Топливный бак — новый, более совершенной формы. Изготовлялся он из двух половин, причем вместо ручной газопламенной сварки на заводе начали применять автоматическую шовно-роликовую, значительно повысившую производительность труда и качество сварного шва. На мопеде «Рига-3» устанавливали седло подушечного типа из латекса, поэтому стала ненужной центральная пружина седла, которая при длительной эксплуатации «садилась», а затем и выпадала.
В 1965 году во ВНИИмотопром проводилось исследование существующих зарубежных схем и разработан рабочий проект силового агрегата ДВ-51 с вариаторной трансмиссией для мопеда «Рига-3». В 1966 году были изготовлены первые экспериментальные образцы силовых агрегатов ДВ-51, а также проведены их стендовые и дорожные испытания.
Техническая характеристика:
Габаритные размеры: длина — 1850 мм; ширина — 690 мм; высота — 970 мм; база — 1170-1200 мм; дорожный просвет при горизонтальном положении шатунов — 130 мм. Общие данные: масса (сухая) — 48 кг; максимальная скорость — 50 км/ч; емкость топливного бака — 5,5 л.; контрольный расход топлива при движении со скоростью 25 км/ч — 1,6 л/100 км.
Двигатель: модель — Ш-51 (Š-51); тип — бензиновый, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха; рабочий объем двигателя — 49,8 куб.см.; число тактов — 2; количество цилиндров — 1; диаметр цилиндра — 38 мм; ход поршня — 44 мм; карбюратор — К-35Б; максимальная мощность — 2 л.с. при 4900-5200 об/мин; запуск двигателя — педалями; топливо — смесь бензина А-72 с автолом в соотношении 25:1 для обкатанного двигателя и 16:1 в период обкатки. Силовая передача: сцепление — двухдисковое в масляной ванне; коробка передач — двухступенчатая; первичная передача — косозубыми шестернями; главная передача — роликовой цепью II-2 ГОСТ 3609-52; передаточное число главной передачи — 3,08; общие передаточные числа силовой передачи — I-29,4, II-14,6; объем масла в коробке передач — 0,3 л.; привод заднего колеса — цепной.
Электрооборудование и приборы: система зажигания — от маховичного магдино переменного тока, модели МГ-100; свеча — А7,5У ГОСТ 2643-54; фара — ФГ-200Б; сигнал — С-34 А; задний фонарь — ФП-7В; переключатель ближнего и дальнего света с кнопкой сигнала — П-25-А; спидометр — СП-101.
Ходовая часть: рама — трубчатая сварная; передняя подвеска — телескопическая с пружинными амортизаторами; задняя подвеска — маятниковая с пружинными амортизаторами; сиденье — с подушкой из губчатой резины; колеса — взаимозаменяемые; размер шин — 19″x2,25″; давление в шинах — переднего колеса 1,6 кг/см2, заднего колеса — 2 кг/см2; передний тормоз — ручной, колодочного типа; задний тормоз — ножной, колодочного типа; диаметр тормозных барабанов — 120 мм.
Литература:
Мопед Рига-3. Инструкция по уходу и эксплуатации (1965).
Мопеды Рига-1 и Рига-3. Руководство по ремонту (1965).
Запасные части к мопедам Рига-1, Рига-3 с двигателями Ш-50, Ш-51, Ява-50 (1967).
Запасные части к мопедам МП-043, Рига-1, Рига-3 (1969).
Запасные части к мопедам Рига-3, Рига-4, Рига-12, Верховина-4 с двигателями Ш-51, Ш-52, Ш-57 (1976).
Запасные части к мопедам Рига 1-3-4-12-16, Верховина 4-5-6 (1979).
Информационный отчет ВНИИмотопром за 1966 год (1967).
Краткий мотоциклетный справочник (1968).
Пресса:
Велосипед № 1943120
Очерк о завершении производства велосипедов на Рижском велозаводе
«Ригас Балсс», 03/1961
Легкие, красивые, удобные
Рассказ о новинках рижского мотозавода «Саркана Звайгзне»
«За рулем», 01/1963
Голоса и отклики
Заметка о новой книге о мопедах и об инструкции на «Ригу-3»
«Ригас Балсс», 06/1964
В Москву, на ярмарку!
Заметка о отборе экспонатов Рижского мотозавода для ВДНХ
«Ригас Балсс», 09/1964
C конвейера сходят мопеды
Заметка о продукции завода «Саркана звайгзне»
«Нарвский рабочий», 09/1964
Завтрашний день мопеда
Очерк о текущем состоянии дел на «СЗ» и новом мопеде «Рига-3»
«Ригас Балсс», 11/1964
Новоселы дорог
Заметка о новинках из Риги
«Ригас Балсс», 01/1965
Стартует «Рига-3»
Заметка о начале серийного выпуска нового мопеда
«Ригас Балсс», 02/1965
«Рига-3», «Гауя», «Спарите»…
Заметка о юбилейном исполнении товаров к 25-летию советской власти в Латвии
«Ригас Балсс», 06/1965
С маркой «Саркана звайгзне»
Заметка о суточном выпуске мопедов на Рижском мотозаводе
«Ригас Балсс», 08/1965
Мопед «Рига-3»
Фотоочерк из цехов «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 10/1965
Будут хорошие мопеды — будет и прибыль
Рассказ о модернизации производства на «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 12/1965
Выигрышей будет больше
Описание правил и выигрышей денежно-вещевой лотереи 1966 года
«Вечерняя Москва», 12/1965
Чтобы было меньше рекламаций
Заметка о работе гарантийного бюро «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 03/1966
Перед большим стартом
Рассказ о работе по экономическому стимулированию на «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 05/1966
Мопеды сходят с конвейера
Обязательства коллектива «Саркана звайгзне» к 50-летию Октября
«Ригас Балсс», 09/1966
Поисковые конструкторские разработки
Отчет о разработке вариатора и гоночных мотоциклов
Информационный отчет ВНИИмотопром за 1966 год
Повышение качества серийной продукции
Отчет о гарантийных испытаниях «Риги-3»
Информационный отчет ВНИИмотопром за 1966 год
Справочное бюро «РБ»
Заметка о необходимости прав и номерного знака для мопеда «Рига-3»
«Ригас Балсс», 02/1967
Новый мопед — к юбилею
Заметка о партии мопедов «Рига-3» для Венгрии и о новой «Рига-7»
«Ригас Балсс», 06/1967
Товары для народа
Заметка о выпуске опытной партии мопедов «Рига-4»
«Нарвский рабочий», 03/1968
Спасибо за «Ригу-3»!
Очерк о пробеге на мопедах молдавских журналистов
«Ригас Балсс», 07/1968
Венгерские специалисты в Риге
Заметка о стажировке мастеров технического обслуживания
«Ригас Балсс», 09/1968
Мопед готовится в дорогу
Заметка об экспорте рижских мопедов в Венгрию
«Ригас Балсс», 12/1968
Экзамен на качество и надежность
Рассказ о соревновании «Первенство заводской марки» в Пятигорске
«За рулем», 02/1969
Ваш первый мотор
Рассказ об отличиях разных моделей при выборе мопеда
«За рулем», 07/1969
Если хочешь сидеть за рулем…
Пояснения старшего автоинспектора ГАИ Латвийской ССР
«Ригас Балсс», 10/1969
В художественно-конструкторских организациях
Рассказ о Гунаре Глудиньше и его работах
«Техническая эстетика», 06/1972
Запчасти — почтой
Адреса баз и условия работы Роспосылторга и Главкоопкультторга
«За рулем», 11/1986
Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мопед «Рига-3», запчасти и документы от него.