Мопед «Рига-1» (1959-1965)
В 1958 году на заводе был выпущен первый мопед «Spriditis». Опыт оказался не совсем удачным, и конструкторы завода отправились на чешский завод «Jawa» для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники. После этого в 1960 году было выпущено 11 экземпляров мопеда «Рига-1» с чешскими двигателями, которые были направлены на тест. За 50 дней мопеды успешно прошли более 10000 км, после чего было принято решение о начале производства. Мопеды первых партий оснащались моторами Jawa-552 с рабочим объёмом более 50 ссм, что по ПДД делало из «Риги-1» полноценный мотоцикл со всеми сопутствующими обязательствами типа регистрации в ГАИ и управления с правами категории «А». После начала установки шауляйских Š-50 эта проблема ушла.
Техническая характеристика:
Габаритные размеры: длина — 1800 мм; ширина — 610 мм; высота — 900 мм; база — 1175 мм; дорожный просвет при горизонтальном положении шатунов — 133 мм. Общие данные: масса (сухая) — 45 кг; максимальная скорость — 40 км/ч; емкость топливного бака — 6 л.; контрольный расход топлива при движении со скоростью 25 км/ч — 1,6 л/100км.
Двигатель: модель — Š-50; тип — бензиновый, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха; рабочий объем двигателя — 49,8 куб.см.; число тактов — 2; количество цилиндров — 1. Силовая передача: сцепление — двухдисковое, масляное; коробка передач — двухступенчатая; первичная передача — с косозубыми шестернями; главная передача — роликовой цепью; привод заднего колеса — цепной.
Электрооборудование и приборы: зажигание и освещение — от маховичного магдино переменного тока мощностью 18 ватт, напряжением 6 вольт; свеча — А8У; фара — с двухнитевой лампой 15-15 ватт типа А44; сигнал — С-34; задний фонарь — с лампой типа А19.
Ходовая часть: рама — трубчатая сварная; передняя подвеска — телескопическая с пружинами; задняя подвеска — маятникового типа с пружинными амортизаторами; сиденье — с подушкой из губчатой резины; колеса — взаимозаменяемые; размер шин — 19″x2,25″; передний тормоз — колодочного типа; задний тормоз — колодочного типа; диаметр тормозных барабанов — 120.
Литература:
Мопед «Рига-1». Инструкция по уходу и эксплуатации (1960).
Мопед «Рига-1». Инструкция по уходу и эксплуатации (1963).
Мопедный двигатель Š-50. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1964).
Запасные части к мопедам Рига-1 с двигателем Ш-50 или Ява-50 (1965).
Запасные части к мопедам Рига-1, Рига-3 с двигателями Ш-50, Ш-51, Ява-50 (1967).
Мопеды «Рига-1» и «Рига-3». Руководство по ремонту (1965).
Запасные части к мопедам МП-043, Рига-1, Рига-3 (1969).
Запасные части к мопедам «Рига» 1-3-4-12-16, «Верховина» 4-5-6 (1979).
Пресса:
Мопед «Рига-1»
Заметка о первом мопеде «Рига-1»
«Ригас Балсс», 03/1959
6000 мотовелосипедов уже в этом году
Заметка о планах по выпуску мотовелосипедов «Рига-18» и мопедов «Рига-1»
«Ригас Балсс», 06/1959
Создаются первые мопеды «Саркана Звайгзне»
Рассказ о готовящемся к выпуску мопеде «Рига-1»
«Ригас Балсс», 07/1959
Мопед «Рига-1»
Заметка о новинке «Саркана звайгзне»
«Социалистический путь», 07/1959
«Рига-1» отправляется в путь
Заметка об испытательном пробеге на мопедах
«Ригас Балсс», 08/1959
У мопедов большое будущее
Беседа с техником завода «Мотор»
«Ригас Балсс», 09/1959
Советский мопед
Описание конструкции мопеда «Рига-1»
«За рулем», 12/1959
Мопеды «Рига-1» и «Гауя»
Заметка о ближайших планах завода «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 11/1960
«Рига-1»
Заметка о выпуске первой партии мопедов на Рижском велозаводе
«Ригас Балсс», 12/1960
Велосипед № 1943120
Очерк о завершении производства велосипедов на Рижском велозаводе
«Ригас Балсс», 03/1961
Рижский завод
Заметка о начале выпуска мопеда «Рига-1»
«Нарвский рабочий», 03/1961
Мопеды на улицах Риги
Заметка о начале продаж мопеда «Рига-1» завода «Саркана Звайгзне»
«За рулем», 04/1961
Энтузиасты
Рассказ о первой заводской гоночной команде Рижского велозавода
«Ригас Балсс», 08/1961
В ногу с жизнью
Рассказ о модернизации «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 09/1961
Получай, Родина, новые мотоциклы!
Рассказ о перспективах унификации мотоциклетной промышленности СССР
«За рулем», 10/1961
Мотоциклы ближайших лет
Описание новинок мотопромышленности СССР
«За рулем», 12/1961
Тесен стал нам старый дом…
Фотоочерк о реконструкции завода «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 12/1961
По следу цифр
Очерк об организации рабочего процесса на «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 03/1962
Дешево, быстро, хорошо!
Очерк о работе участка прогрессивной технологии «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 03/1962
Мопедный двигатель Ш-50
Описание конструкции двигателя Ш-50 для мопеда «Рига-1»
«За рулем», 07/1962
Мопед «Рига-1»
Заметка о новом мопеде из Риги
«Знамя коммунизма», 07/1962
Легкие, красивые, удобные
Рассказ о новинках рижского мотозавода «Саркана Звайгзне»
«За рулем», 01/1963
Мерный стаканчик для масла
Заметка о доработке мопеда «Рига-1»
«За рулем», 02/1963
Все в наших руках
Беседа с главным инженером завода «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 09/1963
Мопеды и беды
Очерк о проблемах с качеством на «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 06/1964
Мопеды на экспорт
Заметка об экспортных партиях мопеда «Рига-1»
«Ригас Балсс», 10/1964
Верьте мопедам, туристы!
Заметка о путешествии на мотовелосипедах «Гауя» и мопедах «Рига-1» по Карпатам
«За рулем», 06/1965
Будут хорошие мопеды — будет и прибыль
Рсссказ о модернизации производства на «Саркана»звайгзне
«Ригас Балсс», 12/1965
Каким быть молодежному мопеду?
Обзор истории, настоящего и планов Львовского мотозавода
«Техника — молодежи», 03/1983
Запчасти — почтой
Адреса баз и условия работы Роспосылторга и Главкоопкультторга
«За рулем», 11/1986
Мотор и педали
История создания мопеда «Рига-1»
«Техника — молодежи», 11/1999
Страна, которая могла
Рассказ об истории завода «Саркана Звайгзне
«МК-Латвия», 12/2009
Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мопед «Рига-1», запчасти и документы от него.
не пользоавалась популярностью иза того что требовали права и постановку на учет как мотоцикла.