Мокик «Рига-22» («Usma») РМЗ-2.122 (1981-1986)
Двигатель Š-62
Модель «Рига-22» в 1981 году сменила на конвейере «Ригу-16». В ее облике нетрудно увидеть черты предшественниц, а ряд новых элементов — вынесенный на руль спидометр, более плоская фара увеличенного диаметра, бензобак и задний фонарь — придают машине более современный вид. Нарядной делает ее двухцветная окраска, имеющая шесть различных вариантов. Однако главное отличие «Риги-22» — новый двигатель Š-62, сменивший известный Š-58. Он оснащен бесконтактным транзисторным зажиганием. Избавляя владельца машины от необходимости следить за состоянием контактов прерывателя, регулировать зазор между ними, такая система в то же время обеспечивает более легкий и надежный пуск (как и у «Риги-16», он осуществляется кикстартером). Блок «стабилизатор — коммутатор» удалось разместить в выемке бензобака, туда же в дальнейшем предполагаем перенести и катушку зажигания. Новый генератор переменного тока, обладающий увеличенной (45 Вт) мощностью, позволил установить более сильный звуковой сигнал, а также задний фонарь со стоп-сигналом. Эти меры, служащие безопасности движения, дополнены установкой световозвращателей на кронштейнах фары. Максимальная скорость, также в целях безопасности, ограничена 40 км/ч. Для этого увеличено с 2,5 до 2,85 передаточное число задней передачи и несколько изменена система выпуска. В Латвийской ССР мокик носил имя «Usma», в честь расположенного в Латвии красивого озера, продолжив традицию географических названий, начатую «Ригой» и «Гауей».
Техническая характеристика:
Двигатель Š-62: Число цилиндров — 1; диаметр цилиндра — З8 мм; ход поршня — 44 мм; рабочий объем — 49,8 см3; степень сжатия — 7,7-8,5. Топливо — бензин А-72 или А-76 в смеси (25:1) с маслом. Мощность — не менее 2,0 л.с./1,47 кВт при 5200 об/мин; крутящий момент — не менее 0,29 кгс-м/2,84 Н-м при 4200 об/мин. Масса — 14,8 кг. Ресурс до первого капитального ремонта — 15 000 км. Карбюратор К-60. Свеча зажигания А17В.
Литература:
Мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды серийного производства 1982-1983 гг.
Пресса:
В путь — на мопеде
Заметка о готовящихся на «Саркана звайгзне» новинках
«Ригас Балсс», 01/1981
«Рига-22»
Описание нового мопеда «Рига-22» завода «Саркана звайгзне»
«За рулем», 10/1981
«Рига-22»
Заметка о мопеде завода «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 11/1981
1 июня в Риге
Заметка о старте мотопробега к 60-летию образования СССР
«Ригас Балсс», 06/1982
Слово делом крепится
Заметка о достижениях трудовой вахты в Риге
«Ригас Балсс», 06/1982
Туристам
Рекламная заметка о мопедах «Верховина» и «Рига»
«Ленинский путь», 08/1982
На сборке мопедов
Фотоочерк с конвейера Рижского мотозавода
«Ригас Балсс», 09/1982
Рубежи мотоциклостроения
Рассказ о перспективах и планах отрасли
«За рулем», 11/1982
С маркой «Вайрас»
Описание нового двигателя Š-62 Шауляйского веломотозавода
«За рулем», 01/1983
Семь бед на один мопед
Критическая статья о проблемах в производстве мопедов
«Известия», 05/1983
Перспективы развития электрооборудования мотоциклов
Описание новых электроприборов для мототехники
«Автомобильная промышленность», 07/1983
А у меня есть мопед!
Рассказ об особенностях ПДД для мопедов в Эстонской ССР
«Ленинское знамя», 07/1985
Запчасти — почтой
Адреса баз и условия работы Роспосылторга и Главкоопкультторга
«За рулем», 11/1986
Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мокик «Рига-22» («Usma») РМЗ-2.122, запчасти и документы от него.